Вечно молодой: Вспоминая Цоя

21 июня музыканту #Виктору #Цою могло бы исполниться 58 лет. «КиноРепортер» опросил #режиссеров, #актеров и #продюсеров, которые работали с лидером #группы « #Кино », и попытался выяснить, как #Цой повлиял на современную культуру и каким он был в глазах современников.

Сергей Соловьев

режиссер и сценарист фильма «Асса», где Цой впервые спел знаменитую песню «Перемен»

Виктор Цой, безусловно, очень сильно повлиял на современную культуру, внес в нее огромный вклад. Когда я снимал «Ассу», то не понимал, с каким человеком работаю. Я, конечно, отнесся к нему просто как к одному из многочисленных представителей ленинградской андеграундной тусовки. Тогда он был «одним из». С тех пор мое мнение о нем поменялось кардинальным образом. Некоторые его песни только сейчас до меня доходят. При этом я не понимаю, когда говорят: «Нет сейчас такой звезды!» Ерунда какая-то! Не бывает и не может быть «такой же звезды». Есть большая галактика, звезды в ней разные: уходят, приходят, сталкиваются, разламываются… Витино место абсолютно никем не занято и не может быть занято. И не нужно этого ждать! А разговоры про «актуальность и современность» его песен — еще большая чушь. Думать об этом даже не хочется. «Актуально и современно» — то, что делается на веки вечные, а остальное — никому не нужное говно.

Сергей Лобан

режиссер; в 2011 году вышел его фильм «Шапито-шоу», в одной из новелл которого фигурирует двойник Цоя

Я думаю, что Виктор Цой вместе с Тимуром Новиковым создали лучшую российскую поп-группу всех времен. Видимо, потому, что это были очень адекватные люди, прекрасно разбирающиеся в современном искусстве. И так как ныне всем очевидно, что дотянуться до группы «Кино» нет ни малейшей возможности, то никто даже и не пытается. Поэтому мы до последнего времени имели выжженную пустыню в области «сингер-сонграйтерства» и жалкие ростки в области интеллектуальной поп-музыки. Другими словами, существование такой мощной фигуры уничтожило возможность конкуренции в этой области. Как Бубка в прыжках с шестом. Это четко видно, если взять, например, «Наше радио». Оно держится только потому, что в течение двух десятилетий там по пять раз на дню звучит мощнейший Виктор Цой, а все остальное — невзрачная биомасса.

Рашид Нугманов

режиссер; в 1988 году снял фильм «Игла» с Цоем в главной роли, а в 2010-м выпустил новую версию «Игла Remix», в которую включил не вошедшие в оригинальную «Иглу» сцены

Вечно молодой: Вспоминая Цоя

Виктор никогда не планировал стать профессиональным актером и лицедействовать в разных жанрах и разных ролях. Тем не менее после «Иглы» мы с ним готовили к съемкам сразу два новых фильма: один в СССР, другой — с американцами и японцами. Во всех наших проектах он оставался самим собой. Он существовал перед камерой абсолютно органично, не терялся и не фальшивил в любых импровизированных ситуациях. А доказательством успеха стал опрос журнала «Советский экран», по результатам которого Виктор стал лучшим актером 1989 года, намного опередив когорту отечественных профессионалов кино. Тогда на него посыпались предложения сниматься, но он все неизменно отвергал. Это не только было ему неинтересно, но существовал и серьезный риск утраты имиджа. Ведь главное, что Виктор принес своим поклонникам, — это честность и умение оставаться собой. За это его и любили, и только это было по душе ему самому.

Алексей Учитель

режиссер и продюсер; в 1987 году снял документальный фильм «Рок» о питерских рок-музыкантах, где, помимо прочих, появился Цой, а сейчас заканчивает фильм «47» о событиях сразу после смерти лидера группы «Кино»

Для меня Виктор всегда был некой загадкой, нес какое-то любопытное чувство. А когда мне что-то непонятно — это касается моей работы и в документальном, и в игровом кино, — я начинаю копаться в материале, искать для себя ответы. Это самое интересное, что может быть в профессии. Поэтому в 1987 году появился фильм «Рок» — хотелось разобраться, что в голове у этих людей из андеграундной тусовки, как они живут. И так уж вышло, что все они в целом — и Цой в частности — очень сильно повлияли на мою судьбу и мое дальнейшее творчество. Многие музыканты того поколения и уровня забыты, а Виктор остается безумно популярным, его до сих пор боготворят. Я сам слушаю его песни и понимаю, что там много чего заложено. Цой умел иногда запрятать какие-то вещи. Поначалу мне казались его тексты довольно простыми. А теперь, когда вслушиваешься в «Алюминиевые огурцы», например, понимаешь, что за вроде бы простыми словами скрыт глубокий смысл.

Александр Баширов

актер и режиссер; снимался с Цоем в «Ассе» и «Игле»

Вечно молодой: Вспоминая Цоя

Во время работы над фильмом «Игла» в перерывах прямо на площадке курили марихуану. А что? В Алма-Ате угостят всегда, там же Чуйская долина рядом! Но культ мы из этого не делали. Честно скажу, в то время я не сильно был занят Виктором Цоем. Занимался своей жизнью — тогда меня то в КГБ забирали, то в милицию. И никогда не возникало ощущения, что вот «я с великим человеком». Думал тогда, что я — великий человек. Ну пел Витя песни, ну молодец. Но и Александр Башлачев был, и Петя Мамонов — с ним вообще просыпались в одной кровати после дикой пьянки. Что вообще можно про друзей рассказать? Только ужасы какие-нибудь. Я не думал о будущем, мне казалось, что настоящее вечно. Не думаешь же, что ты или кто-то другой будете в анналах истории. Просто тогда было интересно делать что-то вместе, придумывать. Да и музыку в кругу моих друзей не слушали. Кино больше смотрели, какая-то тогда была повальная «синефилия».