...

Как бюджетно подготовить комнату для записи подкаста

Добавить в закладки (0)
Войдите в свой аккаунтClose

Не аккаунта? Зарегистрироваться

Всем привет! Около месяца назад я задавал вопрос в сообществе подкастеров на тему эффективности использования штор в качестве борьбы с реверберацией. Задачей стояло загасить эхо и создать приемлемые условия для записи подкаста в комнате, где отсутствуют возможности монтажа постоянных «студийных» конструкций. Нужно было построить бюджетную студию на 18 кв. метрах, которая после записи быстро разбирается и превращается в учебный класс с нейтральным интерьером. Коллеги не смогли помочь с советом, но решение в итоге было найдено. Рассказываю, что получилось и сколько это стоило.

Поиски подходящих вариантов

Переносные ширмы

Фото переносной ширмы с сайта акустическиекабины.рф

Конечно, самым очевидным вариантом для создания временной студии, которую можно быстро собирать и разбирать, было приобритение переносной «ширмы» со звукопоглощающими панелями. Но, в нашем случае, такой способ имел несколько недостатков.

Во-первых, нам необходимо записывать 3-4 ведущих, и одной ширмой тут не обойтись — нужно как минимум несколько.

Во-вторых, конфигурация и интерьер комнаты не позволяет удобно расположить ширмы для достижения максимального эффекта. Приходилось бы постоянно двигать мебель, расчищая пространство (что уже не подходит под категорию «быстро»), либо придумывать дополнительные «костыли», как устранять гуляющий звук в тех местах, где с этим не справляются ширмы.

В-третьих — цена. Минимально приличная ширма 1*1,5 метра стоит от 13 000р. Те, чтобы решить нашу задачу на 18 кв. метрах с помощью ширм, нужно было серьезно разориться.

Ну и в-четвертых, если бы мы вдруг нашли чемодан с деньгами, то всю эту гору ширм нужно было бы где-то хранить, тк помещение после записи должно использоваться по другому назначению. Короче, ширма нам не подошла.

Акустические панели

Фото акустического поролона «пирамидка» с сайта studiosonogram.com

Вторым вариантом было интерьерное решение — можно было закупиться акустическим поролоном или диффузорами, разместив всё это добро по периметру комнаты на стенах и потолке. Но и тут возникли свои нюансы.

Во-первых, это всё ещё дорого.

Во-вторых, поролон и диффузоры — это естественный «магнит» для пыли. Все эти изгибы, впадинки и выпуклости, которые замечательно работают в роли «ловушки» для звука, так же замечательно аккумулируют на себе пыль. Не то чтобы у нас в классах было особо пыльно, но из-за высокой проходимости студентов и новых «короновирусных» требований необходимо постоянно производить уборку (генеральную — раз в неделю, влажную — ежедневно, и профилактическую — после каждого занятия, 5-6 раз в день). Ползать с тряпкой по всем этим поверхностям целыми днями — перспектива так себе.

Ну и в-третьих, с точки зрения интерьера, завесив всё поролоном и диффузорами мы бы потеряли атмосферу учебного класса. У неподготовленного посетителя, далекого от звукозаписи, вид стен обшитых мягким поролоном вызывает ассоциации с камерой для «буйных» в психбольнице, что не есть гуд.

Портьерные шторы

Студия подкаста 

Третьим, ставшим в итоге финальным, вариантом были шторы. Каких-либо точных данных на тему эффективности тех или иных штор в качестве звукопоглотителя у нас не было, но практика показывала, что плотная ткань, действительно, прекрасно «впитывает» в себя окружающий звук. Не удивительно, что в интернете можно найти гору историй на тему записи подкастов в шкафу или под одеялом.

По всем остальным параметрам данный вариант нам подходил идеально: шторы стоят относительно не дорого, их легко можно разместить в интерьере на большой площади и достаточно просто поддерживать в чистоте (стирать/пылесосить). Оставалось только подобрать подходящую штору и придумать конструкцию крепления, при которой монтаж/демонтаж не занимал бы много времени.

Реализация

Шторы в студии

Поиск подходящей шторы со стороны выглядел весьма забавно. Я просто приходил в магазин и, перемещаясь от стенда к стенду, «орал» на шторы. Какая-то ткань «впитывала» звук лучше, какая-то хуже, но в целом, основная задача классических штор была в поглощении света, а не звука, поэтому очень быстро я поменял стратегию поиска и оказался в швейных магазинах, продающих ткани и фурнитуру.

Пальтовая ткань

Ткань пальтовая, гл/кр двухсторон, 150 см, марсала/малиновый, 386 г./кв.м

В швейном магазине самым подходящим вариантом с точки зрения цены/качества оказалась пальтовая ткань. Материал достаточно плотный, ворсистый, но в то же время не слишком тяжелый и объемный. Штору из такой ткани легко снимать и удобно хранить в шкафу, когда она не используется. К тому же, в тяжелые времена, её всегда можно пустить по прямому назначению и сшить пару-тройку пальто.

Ещё одним плюсом магазинов ткани оказалась система измерения. Материал продается погонными метрами из рулона, поэтому можно отмотать любую необходимую длину, в зависимости от высоты комнаты. Ширина ткани варьируется от 1 до 1,5 метров и, в случае чего, материал можно обрезать ровно так, как вам нужно. Мы решили сильно не жестить и остановились на 10 кусках по 2,5 метра. Забегая вперед, скажу, что ткани не хватило, чтобы покрыть всю комнату по периметру, но как оказалось, этого и не требовалось.

Там же мы купили и люверсы, чтобы наше «пальто» превратилось в полноценную штору. Было бы совсем чудно сразу же на месте и пошить шторы, но тут нам не повезло — магазин не занимался производством готовых изделий, пришлось искать ателье.

Изготовление штор

Установка люверсов и пошив шторы

Чтобы сэкономить на изготовлении штор, мы решили подшивать только линии обреза. Те верхнюю часть, в которой будут установлены люверсы, и нижнюю, на всякий случай, чтобы не «распушилась» со временем. По широкой стороне ткань обрамлена заводским тиснением — выглядит не сильно эстетично, но задачу свою решает. К тому же, при правильной установке, края шторы заворачиваются вовнутрь и тиснение скрывается за складками.

Теоретически, если дома есть швейная машинка, то прострочить штору можно и самостоятельно, но с установкой люверсов такой фокус скорее всего не пройдет. Во-первых, место, куда будут установлены люверсы, обязательно нужно проклеивать и уплотнять внутренней прокладкой. В противном случае, со временем, ткань растянется и люверсы начнут выпадать. Во-вторых, установка самих люверсов требует определенной сноровки, а в идеале — специального пресса. Я слышал, что умельцы могут и молотком, но пробовать самому не советовал бы. В итоге, на полутораметровую ширину шторы мы установили по 8 люверсов, примерно по одному на каждые 18 см.

Крепление на стенах

Способ крепления шторы к стене на крючки-шурупы

Далее возник вопрос с расположением штор на стенах по периметру комнаты. Напомню, что одной из задач было найти такой вариант, при котором мы могли бы быстро убирать студийные конструкции, открывая привычный интерьер учебного класса. Решили использовать шурупы «крючки» из Леруа Мерлен, на которые планировалось вешать шторы за люверсы. Монтаж/демонтаж всей конструкции в таком случае занимал около 10 минут.

Первоначально рассматривали крепление шторы к стене по типу один крючок на один люверс, получалось 8 крючков на штору или 80 штук по периметру комнаты, что показалось нам «слегка многовато». К тому же, подобное решение не позволяло оставить достаточный зазор между стеной и тканью, для образования «воздушной подушки». Штора вплотную прилегала к стене, позволяя звуку легко проходить через материал и лучше отражаться от бетона, тем самым снижая эффект гашения реверберации. В итоге мы отказались от прямого крепления на крючки в пользу карниза, заодно уменьшив количество дырок в стенах.

Делаем карниз своими руками

Крепление карниза к шторе через люверсы

Для изготовления карниза нам потребовалось докупить некоторые материалы. Мы снова отправились в Леруа Мерлен, но думаю, подойдет и любой другой строительный магазин. По сути, самое главное, что нужно для изготовления карниза — это основа, на которую и будет крепиться штора. Метал, дерево или пластик — не так принципиально, главное, чтобы основа была жесткой, не прогибалась под тяжестью шторы и не ломалась от частого «дерганья».

В нашем случае используется алюминиевая трубка, в торцах которой, с помощью дюбеля, шайбы и самореза, изготовлены упоры, не позволяющие карнизу срываться с крючков на стене. Вкручиваем упор в карниз с одной стороны, продеваем трубку сквозь люверсы и аналогично собираем конструкцию с обратной. Карниз со шторой готовы. Главное — продеть штору таким образом, чтобы на карнизе она шла «змейкой», тиснёными краями во внутрь. Во-первых, таким образом мы скроем неподшитый край, придав шторе более эстетический вид на стене, а во-вторых, получим волнообразную конструкцию, что положительно скажется на улавливании звука.

Установка карниза со шторами

Конструкция в сборе на стенах учебного класса

Финальным штрихом мы разделили комнату на одинаковые отрезки по длине карниза и засверлили 20 крючков по периметру. Так как наших штор не хватило для покрытия всего помещения, мы ограничились «проблемными» зонами, закрыв пространство за спинами ведущих и завесив окно на проезжую часть. Дальний угол и дверь в начале кабинета остались открытыми, что совершенно никак не повлияло на качество улавливания звука — эхо теряется в шторах, не доходя до «голых» стен.

В итоге мы получили рабочее решение, которое позволяет использовать одно и то же помещение по разному назначению. Возведение студии в настоящий момент занимает менее пяти минут, а по завершении записи все конструкции легко убираются, открывая привычный интерьер учебного класса.

Качество звука

Студия записи подкаста 

Что получилось по звуку, предлагаю вам оценить самостоятельно. В качестве простого теста я сделал две записи в одном и том же помещении: сперва со шторами, а затем без. Запись сделана на микрофон Shure MV88 в стандартное приложение MOTIV Audio на iPhone 8 Plus.

Теперь я с нетерпением жду записи нового выпуска подкаста, чтобы полноценно сравнить звучание с предыдущими, сделанными «по-старинке». Добавлю ссылку на свежий эпизод в этот материал после релиза, 30 сентября.

Стоимость

Ну и напоследок, ниже вы найдёте смету на изготовление нашего варианта борьбы с реверберацией в формате один к одному. Ссылки на материалы прилагаю.

ИТОГО: 19 692р.

Резюме

При должном желании и упорстве можно создать весьма хорошие условия для записи подкаста по сравнительно небольшим затратам. Надеюсь, что этот материал был вам полезен, буду рад комментариям. Удачи на записи!

А ранее мы писали о вокальных кабинах, которые также отлично подойдут для записи подкастов.

Автор: Андрей Твити

Лучшее продвижение на Яндекс Музыке
Поднять пост?
00

Leave a Reply