В этой статье пойдет речь об использовании микрофонов для записи ударной установки, мы поговорим о микрофонах находящихся вне основного сета, а также о расстановки микрофонов.
- В первом случае рассмотрим пример расположения микрофона вообще вне барабанной комнаты. Таким способом пользовались многие исполнители, самый характерный из них это группа «Led Zeppelin» известная своим новаторским подходом к записи.
В записи группы «2+1» я использовал свой стандартный сет микрофонов, но ради эксперимента разместил один микрофон Октава МК-220 вне помещения студии, а конкретно в коридоре. Коридор стандартный — просто прямоугольный, стены штукатуренные, крашенные.
Микрофон находился вне прямой «видимости» ударной установки, был включен в круговую диаграмму направленности и таким образом ловил весь окружающий звук, то есть реверберацию коридора.
Понять взаимодействие записанной ударной установки с естественной и искусственной реверберацией поможет вот это видео, обратите внимание на титры:
- Во втором варианте рассмотрим способ размещения микрофонов. Тут тоже нет единого мнения и способа. Есть схемы с использованием одного микрофона, есть способы с использованием двадцати микрофонов. Все это работает, и руках грамотного продюсера дает отличный результат.
Лично я использую схему близкую к классической:
Бочка
Снаружи суперклассический микрофон для этого применения – AKG D112.
Вот пример звучания большого барабана с моей студии. Никаких обработок, гейтов, эквалайзеров, ревербераторов и пр. Только звук микрофона AKD D112 расположенного так как показано на фото выше.
Бочка внутри Shure BETA 91. Дает отличный панч, объем барабана и имеет мало звуковых протечек от других барабанов.
Пример звучания бочки снятой микрофоном Shure BETA 91 изнутри, снова – никакой обработки, только чистый трек.
Малый барабан
сверху Audix i5 – современный “брат” классического Shure 57. Креплю его на специальном держателе, который прикрепляется к ободу барабана. У такого способа размещения есть достоинства и недостатки. Главное достоинство это компактность – исключается микрофонная стойка. Недостаток – небольшая протечка вибрации через держатель от самого барабана. В случае с i5 этим можно пренебречь, потому как капсюль микрофона здорово изолирован от вибраций.
Пример звучания малого барабана снятого микрофоном AUDIX i5(верхний пластик)
Малый барабан снизу Behringer C4, закреплен на аналогичном держателе, но с виброизолирующим адаптером – минус еще одна стойка.
Пример звучания малого барабана снятого снизу конденсаторным микрофоном Behringer C4
Том-томы
два из них я подзвучиваю микрофоном AUDIX i5 только сверху, напольный том-том AUDIX D2 тоже только сверху.
Пример звучания Том-томов, без обработки.
Хай-хэт
Один динамический микрофон направленный от центра хэта и от всей ударной установки. Я переслушал очень много тестов в Интернет и сам перепробовал много конденсаторных микрофонов для записи хай-хэта. Мне всегда не нравился этот задутый и перегруженный звук… Наконец-то я попробовал банальный Shure SM57 и вот оно!! Тот самый звук который я хотел!
Пример звучания хай-хэта без обработки:
Звук тяжелый, отдает “кастрюльностью”, но при этом без запирания характерного для конденсаторных микрофонов и легко поддающийся редакции.
Оверхэды
пара подобранных Октава МК-012. Остановился на них – звук очень нравится, всё адекватно, нет ничего лишнего. Устанавливаю стараясь соблюсти симметрию относительно бочки.
Пример звучания стереопары оверхэдов, без какой либо обработки:
Ну и наконец результат: полусведенная, но уже отредактированная партия барабанов записанная новосибирским барабанщиком Ильей Лугачевым, для одного Московского исполнителя.
Выводы: для того чтобы хорошо записать ударную установку нужно иметь следующие ингредиенты:
- Хорошего барабанщика
- Хорошие отстроенные барабаны
- Акустически годное помещение
- Нормальный парк микрофонов
Если появились любые вопросы и предложения – пишите в комментариях!
Автор: Антон Ильяшенко