В России подкастинг — явление относительно новое. Однако в последние годы русскоязычные подкасты переживают настоящий бум: запустились десятки качественных проектов, а количество их слушателей исчисляется миллионами.
Мы расспросили Настю Курганскую, соосновательницу студии «НОРМ Production» и соведущую подкаста «НОРМ», о том, как запустить свой подкаст. В 2017 году вместе с подругой Дашей Черкудиновой она записала пилотный выпуск «НОРМ» буквально на кухне под рычание холодильника. Сегодня у подкаста тысячи поклонников, а его создательницы стали влиятельными представительницами этой индустрии.
Как появилась идея создания «НОРМ»: Три года назад Курганская и Черкудинова хотели создать сайт с лонгридами вместе с другими бывшими коллегами по The Village. Но остановились на подкастинге: возрождение русскоязычных подкастов тогда только начиналось, формат манил новизной, а сам 2017-й был годом рождающихся дискуссий о так называемой новой этике, #metoo, Харви Вайнштейне и так далее. Подруги много это между собой обсуждали и, как им казалось, приходили к интересным выводам.
О чем «НОРМ»: Задумывался и начинался как подкаст о новых этических вызовах. Со временем Настя и Даша изменили концепцию: теперь для выпуска чаще всего выбирается одна актуальная тема и приглашаются герои, которые с этой темой столкнулись и что-то про нее поняли.
Команда «НОРМ»: шесть человек (двое ведущих, звукорежиссер, дизайнер, продюсер и менеджер по рекламе)
Стартовый капитал: 0 рублей
Как заработать на подкастах
Зарабатывать на эфирах можно не только с помощью рекламы. Можно завести аккаунт на Patreon (краудфандинговая площадка, где создатели контента получают от фанатов денежные донаты. — Прим. ред.) или продавать мерч своего подкаста. Patreon лучше заводить тогда, когда вокруг подкаста сформировалась лояльная аудитория хотя бы в пару тысяч слушателей.
Относиться к нему стоит не как к платформе для донатов (просить донаты психологически сложно многим из нас), а как к площадке, создающей win-win-ситуацию для подкастеров. Вы создаете для своих патронов какой-то дополнительный эксклюзивный контент, а они его там покупают. В России есть подкастеры, которые очень удачно работают с Patreon, например Гриша Пророков или Ксения Шульц.
Сколько стоит производство подкаста
Стоимость выпуска «НОРМ» до 15 тысяч прослушиваний: в среднем 1500—2500 в час
На первые 10 выпусков Настя и Даша не тратили почти ничего. Сами монтировали их в «GarageBand» (программа для создания музыки и подкастов. — Прим. ред) и договаривались с гостями. Небольшие деньги уходили на аренду студий звукозаписи (в среднем 1500—2500 в час) или на символический гонорар другу-дизайнеру за новую обложку.
Стоимость выпуска «НОРМ» до 60 тысяч прослушиваний: 10000—15000 рублей
Сейчас на эпизод нужно около 15 тыс. рублей при 30—60 тыс. прослушиваний одного выпуска. Это только техническая себестоимость: аренда студии, звукорежиссер и дизайнер. Креативные и продюсерские ресурсы в эту стоимость не входят. Но себестоимость выпуска может сильно варьироваться — все зависит от сложности. Например, часовое интервью с одним человеком записать и выпустить дешевле и легче, чем нарративный контент с десятью часами исходников.
Можно ли жить и больше нигде не работать на деньги от подкаста: Да, можно. Сейчас это основной источник заработка Насти и Даши. Правда, два года «НОРМ» был для них неоплачиваемым хобби. Сейчас у них есть постоянные рекламодатели и собственный коммерческий директор. Однако Курганская не советует запускать подкаст только для заработка. Его нужно делать по любви.
Плюсы подкастов для рекламодателей: Это формат, который медленно набирает аудиторию. Но у него есть преимущества для рекламодателей — например, то, что подкасты слушает прогрессивная аудитория с заработком не ниже среднего, а еще у них очень высокая глубина потребления, гораздо выше, чем у текстов в онлайн-медиа или видео на YouTube. Также нативную рекламу в подкастах очень редко проматывают.
Что требуется для записи подкаста не в студии:
- Микрофон Rode NT-USB
- Рекордер Zoom H1n (или диктофон вашего телефона*, если совсем ничего нет)
* Личный опыт Насти и Даши показывает, что контент первичнее качества звука, и если вы делаете классный контент, то, скорее всего, слушатели простят вам на первых порах небольшие звуковые огрехи. Ключевые слова — «небольшие» и «на первых порах». Не покупайте для пилотного выпуска подкаста самую дорогую аудиотехнику — есть вероятность, что вы потратитесь впустую и купите что-то не отвечающее вашим целям или быстро забросите подкаст.
7 советов новичкам
1. Пилотный выпуск можно записать и на кухне под урчание холодильника, как это сделали мы. Но, если вы перфекционист, хорошим решением станет аренда студии звукозаписи. Там можно записаться с профессиональным звукорежиссером, который настроит вам микрофоны и потом отдаст дорожки в отличном качестве.
2. Перед записью дома позаботьтесь о звукоизоляции: сядьте в небольшом помещении без шумов, закройте все окна и двери. Говорите как можно ближе к микрофону или диктофону (но не прямо вплотную, чтобы не перегрузить звук).
3. Приготовьтесь, что быстро раскрутиться и заработать не получится. Подкасты — это медленно, но очень увлекательно.
4. Старайтесь выпускать новые эпизоды регулярно — это напрямую влияет на рост аудитории в стримингах. Можно, например, придумать постоянные дни записи и выпуска и придерживаться плана.
5. Если у вас разговорный подкаст, обязательно структурируйте разговор, готовьте вопросы, по возможности пишите тезисный сценарий, которого будете придерживаться. Это существенно облегчит жизнь и вам как автору, и тому человеку, который будет монтировать запись.
6. Чтобы привлечь слушателей, изучайте возможности основных стриминг-площадок для подкастов: Яндекс.Музыки, Apple Podcasts, Castbox и других. У многих из них есть формы для заявок на промо — это когда ваш подкаст попадает в подборку рекомендуемых подкастов на главной странице. Эти промо дают очень хороший прирост аудитории.
7. Выстраивайте вокруг подкаста комьюнити и уважайте своих слушателей. Отвечайте им в соцсетях, сделайте чат или почту для фидбэка и интерактива, попробуйте проводить офлайн-ивенты для слушателей и друзей подкаста. Это одновременно поможет в продвижении и будет заряжать вас мотивацией продолжать записывать подкаст.