...

Легендарные рок-фестивали СССР

IslBG
Добавить в закладки (0)
Войдите в свой аккаунтClose

Не аккаунта? Зарегистрироваться

Рок-н-ролл в СССР: легендарные рок-фестивали, потрясшие Советский Союз.

В Советском Союзе царила «своя» музыка, восхвалявшая тружеников, социалистические достижения и коммунистические партии. Музыкальные фестивали в СССР являли собой зрелище монохромное, а обманчиво заинтересованная аудитория лишь придерживалась строгих рамок, установленных властями.

Но была и другая музыка. Загнанные в подполье рок и бит упорно искали славы и признания. Уже к концу 1970-х по стране прошёл мощный удар рок-н-ролла. Каждый фестиваль в этом жанре слыл легендарным событием, о котором невозможно было забыть. Подобные мероприятия взбудоражил советский люд и стали началом славы многих групп.

Как всё начиналось…

11-13 сентября 1987 состоялся Подольский рок-фестиваль, получивший неофициально название советский Вудсток

11-13 сентября 1987 состоялся Подольский рок-фестиваль, получивший неофициально название советский Вудсток

Прошло более тридцати лет, но это фееричное событие глубоко засело в памяти фэнов и в музыкальной культуре русского рока. На протяжении трёх дней, несмотря на протесты комсомольских и партийных властей, подольская сцена Парка культуры и отдыха имени Виктора Талалихина разрывалась от рок-игры. Тогдашний фестиваль получил название «Советский Вудсток» и стал «звёздным трамплином» для большинства не постеснявшихся заявить о себе музыкантов и коллективов.

Но подобные провокационные для СССР фестивали, пополняющие богатую копилку русского рока, были и до, и после. Давайте вспомним самые яркие и скандальные рок-фестивали, потрясшие Советский Союз!

Каменск-Уральский, 1966 год

Дворец культуры ЮНОСТЬ в Каменск-Уральске, 1966 год

Дворец культуры ЮНОСТЬ в Каменск-Уральске, 1966 год

Первый рок-фестиваль в истории СССР датируется 1966 годом. Идея провести его пришла на ум фронтмену «Месяцевиков» — Владимиру Прокину.

Мероприятие действительно можно назвать легендарным, ибо зал заполоняло не несколько сотен, а тысяча слушателей! Рок-музыка звучала на сцене ДК «Юность» до позднего вечера. Зажигательная программа пяти местных рок-групп включала в себя микс из битловских композиций и собственных андеграунд-творений.

Месяцевики (Каменск-Уральский), 1966

Месяцевики (Каменск-Уральский), 1966

Но местные власти не оценили рок-творчества. В дальнейшем рокеров-бунтарей поставили на учёт в КГБ, а самого инициатора безобразия приговорили к четырём годам лагерей.

«Серебряные струны», Горький, 1971 год

«Серебряные струны», 1971 г.

"Серебряные струны", 1971 г. Фото: gruppasssr.ru

В начале 1970-х рок в СССР был запрещён и тем самым активно загонялся в подполье. Чтобы хоть как-то легализоваться, рок-группам приходилось примерять образ эстрадных вокально-инструментальных ансамблей, либо — играть в более «лёгком» рок-н-ролльном стиле.

1971 год снял, наконец, кандалы с русского рока. Именно тогда в Горьком состоялся первый Всесоюзный фестиваль в рамках конкурса «Серебряные струны». Событие посвящалось юбилею города, и на него съехалось свыше 30 бит и рок-групп Советского Союза.

Мужская фотосессия в стиле хард-рок

Мужская фотосессия в стиле хард-рок

Многие говорили, что победа в кармане у трио «Скоморохи», где лидером был Александр Градский. Не менее высоко оценивалось рок-мастерство и донецкого «Солнечного камня». Ленинградские «Аргонавты» также нашли свою публику. Последние имели явное преимущество в лице виртуозного гитариста Сашки, известного сегодня как Александр Розенбаум.

Борьба за первое место была напряжённой. «Скоморохи» составили блестящую программу, куда включили блюзы Рея Чарльза. Трио взбудоражило публику, а после исполнения «Джорджии» — почти весь зал встал!

На этом фоне не менее эффектно и виртуозно смотрелась и тёмная лошадка «Ариэль». В итоге жюри оказалось в тупике и присвоило первое место двум командам.

«Весенние ритмы», Тбилиси, 1980 год

Группа «Автограф» получает премию

Группа «Автограф» получает премию

Это событие вошло в историю как одно из самых массовых рок-мероприятий в Советском Союзе. В течение 8 дней двадцатка подпольных коллективов дарила советскому народу новое видение музыки на сцене филармонического зала Тбилиси. Именно «Весенние ритмы» показали прессе то, что действительно интересовало советскую молодёжь.

Вот, что позже рассказал американский журналист о тбилисском фестивале: «Мы не могли поверить своим ушам! Когда на сцену вышла саратовская рок-группа «Интеграл» — я готов был поклясться Богом, что это супер-известные музыканты!».

Событие случилось по инициативе замдиректора филармонии Гайоза Канделаки. Конечно, уровень музыки всё же уступал созданному ажиотажу, но, в целом, проект получился знаменательным.

Во главе коллегии жюри сидел Юрий Саульский, что гарантировало справедливое судейство. Первое место присвоили двум коллективам: «Магнетик бэнд» и «Машине времени». Вторыми, по мнению жюри, стала группа «Автограф». В фестивале участвовал и «Аквариум» Гребенщикова, но лавров группа не удостоилась. Зато умудрилась отметиться громким эксцессом. Ребятами было сыграно одно из самых фееричных выступлений за всю их историю, но излишняя эксцентричность принесла коллективу серьёзные проблемы. По завершении фестиваля конкуренты из ленинградской рок-мафии (некто Дрызлов) поспешили уведомить руководство городской культуры о скандале в Тбилиси. Конечно, история была приукрашена, из-за чего по возвращении скандальных музыкантов лишили репетиционного места, а самого лидера — должности лаборанта и членства в ВЛКСМ.

После фестиваля компанией «Мелодия» был выпущен аж двойной одноимённый альбом! Свой вклад «Аквариум» в него не внёс, но зато туда включили лучшие песни других команд, прозвучавшие за эти 8 музыкальных дней.

«Литуаника», Вильнюс, 1985–1989 годы

Виктор Цой. Точно 1987 год. Точно Вильнюс

Виктор Цой. Точно 1987 год. Точно Вильнюс

«Литуаника» — рок-мероприятие времён перестройки и гласности в Советском Союзе, ставшее ежегодной традицией. Впервые событие состоялось в 1985 году, на одной из главных сцен Вильнюса. По сути, это мероприятие было преемником «опусовских» традиций, фестиваля, также проходившего в этом городе с конца 1970-х по начало 1980-х. Именно «Литуаника» сделала весомый вклад в процветание литовского рок-движения.

По указу ВЛКСМ, первый фестиваль организовывался в честь XII Московского международного фестиваля молодежи и студентов. Организатором стал одноимённый интер-клуб.

Московская «Рок-панорама», 1986 год

Московская «Рок-панорама», 1986 год

Московская "Рок-панорама", 1986 год

Это первый столичный рок-фестиваль. До этого Москва видела лишь небольшие рок-концерты. Инициаторами мероприятия стали ВЛКСМ и «Московский комсомолец». В качестве председателя жюри была приглашена Пугачёва Алла Борисовна.

На фестиваль съехалось свыше 20 рок-групп, среди которых «Рондо», «Браво», «Машина времени», «Ария». Из почётных гостей можно выделить Александра Градского. Как и на любом рок-мероприятии, здесь не обошлось без скандалов: к примеру, организаторов возмутил наряд девушек на сцене, а вернее, длина их юбок, показавшаяся судьям непристойной.

Первый Всесоюзный рок-фестиваль «Подмосковные вечера», Черноголовка, 1987 год

Вежливый отказ, Опера (1986)

Вежливый отказ, Опера (1986)

1987-ой год стал прорывом в музыкальной рок-истории не только для столицы, но и для Советского Союза в целом. Фактически, Черноголовка была лишь репетицией «Подольска».

Даже Москва умудрилась отставать от младшего брата. В конце июня 1987 года смельчаки решились на проведение бунтарского фестиваля. Нельзя сказать, что это было нечто глобальное, но оно свершилось, и это было круто.

Символом фестиваля стал ёжик с гитарой. Была ли эта эмблема оригинальной — неизвестно, но больше она походила на забавный рисунок. Выступления музыкантов были настолько мелодичными, свободными и спокойными, что их традиционные ночные дебоши выглядели даже мило.

Из заметки Артёма Липатова: «…Высших похвал удостоились «ДДТ» под лидерством Юрия Шевчука. Их выступление было практически в самом конце, однако публика одарила коллектив оглушающими овациями, несмотря на то что к вечеру ладони у всех горели. Отличился и «Наутилус Помпилиус», поразив всех высочайшим профессионализмом. Блестящая игра, оригинальный образ, вырывающийся из статики прочих участников. Ничего не скажешь, талантливый вокалист, яркие и проницательные тексты…».

Видела ли Черноголовка нечто подобное в дальнейшем? Вряд ли. Этот фестиваль стал для огромного числа людей настоящим праздником, что было видно по счастливым лицам в зале. В фойе была вывешена грифельная доска, на которой каждый желающий мог поделиться своим мнением об участниках. Кто-то оставил следующую надпись: «Взошёл звездою русский рок».

Фестиваль самодеятельных рок-групп «Подольск—87», Подольск, 1987 год

Калинов Мост на фестивале самодеятельных рок-групп «Подольск—87», Подольск, 1987 год. Фото: podolskpark.ru

Калинов Мост на фестивале самодеятельных рок-групп «Подольск—87», Подольск, 1987 год. Фото: podolskpark.ru

Большинство музыкальных экспертов убеждено: это событие стало ключевым в истории русского рока. Долгое время оно было под запретом, но в конце концов организаторам удалось уломать министерство культуры на его проведение. Программа включала в себя выступления самых громких рок-групп.

Этот фестиваль получил название «Советский Вудсток». Его действительно можно назвать массовым: Сорокатысячная аудитория, 26 участников со всех уголков Советского союза. Это культовое рок-событие организовали Петр Колупаев, Марк Рудинштейн, Сергей Гурьев и Наталья Комарова.

До фестиваля оставалось 2 дня, когда подольский горком КПСС внезапно объявил о его отмене. Но Колупаев не собирался просто так сдаваться. Хитростью он добился разрешения. Правда, для этого ему пришлось сорвать конкурс заводской самодеятельности. Однако — оно того стоило.

Официальные организаторы тем временем поняли, что их обвели вокруг пальца. Все выходные им пришлось терпеть композиции со словами наподобие: «Твой папа фашист». Спустя 2 месяца после завершения культового мероприятия Марк Рудинштейн лишился должности директора Зелёного театра.

«Сырок», Москва, 1988

Группа «Гражданская оборона». «Сырок», 1988

Группа «Гражданская оборона». «Сырок», 1988

В 1988 году множество заявивших о себе на предыдущих фестивалях музыкантов уже были знакомы аудитории. О них знали, и их пластинки с удовольствием слушали. Поэтому фестиваль «Сырок» стал звёздным часом для менее популярных, но не менее талантливых групп: «Агата Кристи», «Вопли Видоплясова», «Не ждали» и «Гражданская оборона». Последняя, кстати, удостоилась титула победителя.

По окончании фестиваля никому доселе неизвестные «Агата Кристи» и «Вопли Видоплясова» прославились на весь СССР, но это были последние андеграудные группы, которые добились столь колоссального успеха. Движение рок-н-ролла постепенно перетекло в мейнстрим, эта музыка всё чаще звучала в перестроенных телеэфирах. На протяжении последующих пяти лет «Комета» организовывала «Сырки», однако хватило и первого события, чтобы понять: героическая пора подпольного и окутанного тайной «советского рока» закончилась…

«Рок-акустика-90», Череповец, 1990 год

Майк Науменко

Майк Науменко

К моменту завершения советской власти рок-н-ролльный поток захлестнул просторы изголодавшейся полуразрушенной империи. Даже райцентры устраивали свои фестивали, на которых главенствующая роль отводилась, как ни странно, металлистам. Скорее всего, это и стало предпосылкой для невероятного, довольно представительного события «Рок-акустика-90», проведённого студёной зимой в Череповце. Не требовалась огласка: не было ни рекламы, ни анонсов, но публика собиралась массово…

Вот как объяснила мотив мероприятия заведующая отделом организации Горкома Комсомола: «Осенью мы проводили фестиваль «Монстры рока», но этот жанр музыки многогранен. Акустика — одно из его направлений, и мы хотели представить аудитории и её. Критики утверждают, что именно рок-акустика — уникальный феномен, зародившийся в нашем государстве. Как организаторам, нам непременно захотелось провести это мероприятие в качестве альтернативного дополнения к сентябрьскому…».

Выступать на первом концерте должны были Юрий Наумов, Юрий Морозов и «Дядя Го». Но, по разным причинам, все они отсутствовали. Перед организаторами встала серьёзная проблема: необходимо было найти замену. Спас ситуацию Александр Пугачёв.

Отрывок из интервью с Троицким: «Кого бы я выделил в рок-акустическом жанре? Есть парочка новоиспечённых и весьма талантливых групп. Я их не видел воочию, однако слышал их песни. Скажем, «Адо», «Дядя Го» и «Духи». Также восхищён мастерством некоторых бардов. Особенно порадовали Демин, Саша Холкин и «Полковник»».

Русский рок полностью перевернул мировоззрение и культуру советского народа. Этот эксцентричный бунтарский жанр фамильярно ворвался в российскую музыкальную историю. И плотно в ней засел, ибо его песни бескомпромиссно заявляли о том, что было принято считать незамеченным. И — заявляют до сих пор.

Источник: fuzzmusic.ru

Лучшее продвижение на Яндекс Музыке
Поднять пост?
20

Leave a Reply