Ленинград – лучшее. Рецензия

Лет 17 назад я убедился в том, что «Ленинград» стал всенародно любимой группой. До этого бешеная банда Сергея Шнурова была стыдным увлечением офисных клерков и редакторов модных журналов: «Ленинград» работал на контрасте, делая всё, чего не могли себе позволить скучные люди в пиджаках, – матерился, показывал член, выходил на сцену пьяным в хлам, – и это давало менеджерам если не надежду, то возможность хотя бы раз в неделю (как правило, вечером в пятницу) забыться в алкогольном танцевальном потном угаре. Хитроумного Шнура этот культовый статус не очень устраивал – он планировал общаться с народом напрямую, без посредников в виде журнала «Афиша». И примерно в 2003 году, идя по вечернему Арбату я встретил компанию подростков, которая двигалась навстречу, довольно стройно и самозабвенно распевая шнуровский слоган «самое страшное, что может случиться – стану пидорасом!» Выглядело это жутковато, но демонстрировало абсолютную близость «Ленинграда» к народу.

К счастью, Сергей Шнуров не стал использовать своё влияние на толпу для пропаганды тоталитарных идей. Вместо этого он начал высмеивать всё и всех – коллег, точно пародируя их приёмы, общество потребления, ханжество, патриотов, либералов и т.д. Для захода на территорию женской эстрады он ввёл в «Ленинград» вокалисток, существенно расширив диапазон своих постмодернистских экспериментов, а заодно заставив дам материться, как в жизни, когда их никто из посторонних не слышит. К чему всё это привело, можно рассмотреть на примере двадцати самых прослушиваемых на сервисе Яндекс.Музыка песен группировки «Ленинград». Во-первых, это подборка позволяет вспомнить основные вехи развития отечественной поп-рок-музыки и клипмейкерства последней четверти века. Во-вторых, эклектичность плейлиста показывает, что поклонники не причисляют Шнурова к какому-то определённому жанру – от него народ готов принимать и рэп, и шансон, и хард-рок, и эстраду: в двадцатке самых любимых песен царит невероятное разнообразие. Причём попадание некоторых песен в этот список вызывает у меня искреннее недоумение – что лишь подчёркивает универсальность шнуровского метода: те произведения, которые тебе у него кажутся неудачными и даже стыдными, вполне могут «зайти» другому слушателю.

Из периода «дикого мужчины» в чарте «Ленинграда» осталось не так много вещей: «WWW», «Терминатор», «Менеджер», давно ставший негласным гимном офисных работников, и «Мне бы в небо», когда-то показавшая наличие о Шнура недюжинного лирико-мелодического таланта. «Экспонат» («На лабутенах») в списке лишь тринадцатый – вероятно, слушателям уже не нужно всё время переслушивать этот хит, потому что он и без Яндекс.Музыки способен играть в голове с любого места. Лидирует «Свобода» с цитатой из «Кипелова», а из неочевидных хитов в пятёрку заслуженно входят «Вояж» и «i_$uss». Вполне ожидаемы в этом плейлисте «Москва», «В Питере – пить» и «Антидепрессанты», а песня «Красная смородина» стала внезапным открытием: в потоке песенных новинок от Шнура я её в своё время как-то пропустил.

Источник: intermedia.ru/news/346567