Техно из Днепропетровска, диско из Конотопа и балеарик из Тбилиси: создатель «Планетроники» Ник Завриев рассказывает о любимых продюсерах из бывших союзных республик.
Знакомство со всеми основными жанрами заняло 22 выпуска общей продолжительностью более 14 часов: охвачено было, кажется, все — от техно, диско и хауса до советской электроники, краутрока и глитча.
Но, к всеобщей радости, в ноябре Ник вернулся с анонсом четырех дополнительных выпусков, посвященных электронной музыке Грузии, Украины, Беларуси и Израиля.
Финальный эпизод про Израиль выйдет на Яндекс.Музыке 26 ноября.
Так как в трех из четырех эпизодах речь идет о музыке постсоветского пространства, ПлюсМинус попросил Ника Завриева рассказать про самых, на его взгляд, выдающихся представителях электронной сцены из стран бывшего СНГ.
Gacha Bakradze/Gacha
?? Откуда
Тбилиси, Грузия
? Что играет
Балеарик, электро, хаус
В середине 2010-х уроженцу Тбилиси удалось ни много ни мало сломать мировой тренд. На фоне тотальной моды на звучание как минимум хмурое, а чаще всего жесткое и мрачное (возьмите хоть лоу-фай-хаус, хоть EBM, хоть техно) Гача смог сделать головокружительную карьеру, играя, по сути, балеарик — музыку нарочито легкую и расслабленную.
Главное в треках Гачи — светлая и чуточку грустная атмосфера (очень характерное настроение для всего грузинского искусства, посмотрите хотя бы фильмы Иоселиани), в то время как ритм, будь то хаус, электро или неторопливые брейки, живет где-то на втором плане: создает грув, но не отвлекает.
Stanislav Tolkachev
?? Откуда
Днепропетровск, Украина
? Что играет
Техно
Музыкант и диджей из Днепропетровска, любитель эстетики брутализма и черно-белой фотографии — пожалуй, главное лицо украинской электроники, да и на мировой техно-сцене фигура далеко не последняя. Станислав издает пластинки в Германии, Испании, Италии и России, выступает в Пекине, Боготе, Хельсинки и Тбилиси, а его треки играют в своих сетах Objekt, Surgeon, Анастасия Кристенсен и Zola Jesus.
Музыка Толкачева — самый настоящий техно-олдскул по заветам Джеффа Миллса и ранних релизов лейбла Tresor, суровое консервативное рубилово, которое лучше всего звучит в три часа ночи в бетонном ангаре на максимальной громкости и под мелькание стробоскопов. Кажется, эти маршевые ритмы и атональные петли способны поднять на танцпол мертвых.
Mustelide
?? Откуда
Минск, Беларусь
? Что играет
Синти-поп, электропоп
Проект Mustelide состоит из одного человека: Наталья Куницкая сама пишет песни, сама делает аранжировки и, разумеется, сама же и поет. Исполняет она русскоязычные песни с постоянными отсылками к 1980-м: суховатый стук ритм-машины, пульсирующий синтезаторный бас и далекий, с сильным эхом вокал — все это проще всего охарактеризовать как электронный альтер-поп.
При всей внешней доступности этих песен во время прослушивания невозможно отделаться от ощущения, что что-то пошло не так: странные гармонии, тревожные интонации и звуки будто бы не на своем месте. Но самое удивительное, что эта странность и явное наличие двойного дна не мешают песням Mustelide функционировать именно в качестве поп-хитов. «Synth & Puh» или «Addiction» намертво привязываются с первого же прослушивания.
HVL
?? Откуда
Тбилиси, Грузия
? Что играет
Брейк-бит, хаус, электро
Гиги Джикия — резидент клуба Bassiani и центральная фигура грузинской рейв-сцены, ставшей за последние несколько лет мировым брендом. Он выступает на Ибице и в легендарных клубах калибра берлинского Panorama Bar и франкфуртского Robert Johnson, а также на фестивале Berlin Atonal — едва ли не главном в Европе смотре передовой электроники.
Однако, будучи глашатаем тбилисского техно, Гиги совсем не чурается мягкой и созерцательной музыки. Начинал он с вальяжного балеарик-хауса (который он издавал на европейских лейблах еще за пару лет до открытия Bassiani), да и сейчас его трудно назвать пуристом от «прямой бочки». От бронебойных ритмов и тревожных секвенций HVL отходит то в сторону задумчивого брейк-бита, то в направлении эйсида и электро, куда частенько вплетает сентиментальные минорные мелодии. Даже клубная электроника у Гиги получается эмоциональной и по-грузински теплой.
Natalie Beridze/TBA
? Откуда
Тбилиси, Грузия
? Что играет
Экспериментальный поп
Натали, или Туся, Беридзе — многоликая прима грузинской электроники. В ее дискографии есть совместные записи с AGF, Томасом Бринкманом и даже Рюити Сакамото. Приятный, нарочито спокойный и даже несколько отстраненный вокал Натали можно услышать на альбомах примерно всех грузинских электронщиков, однако лучше всего ей удаются сольные пластинки, которые артистка издает как под собственным именем, так и под непригодным для поиска в интернете псевдонимом TBA.
Чаще всего такую музыку описывают словом «индитроника»: Туся будто бы сначала записывает мелодичные поп-песни, затем расщепляет их на молекулы и собирает из этого экспериментальные электронные треки, сохраняя при этом главную эмоцию — ощущение сладкой и мечтательной меланхолии.
Zavoloka
?? Откуда
Киев, Украина
? Что играет
Техно, экспериментальная
Катерина Заволока — главная звезда украинской экспериментальной электроники прямо сейчас. Ее музыка порой будто намеренно выволакивает слушателя из зоны комфорта, обретая форму то авангардных звуковых коллажей без какого-либо намека на мелодию или ритм, то нервного техно, так и норовящего перейти грань ритм-энд-нойза.
Но эффектнее всего Заволока звучит в те моменты, когда из-под мощной пульсирующей ритм-секции медленно выплывают торжественные синтезаторные аккорды в духе пионеров спейс-электроники 1970-х.
Если такое «эмбиент-техно на стероидах» в конце концов превратится в мировой тренд (а предпосылки в этому есть, учитывая успех Fuck Buttons), это будет лучшим, что случилось с электроникой в последние годы.h
Nikakoi
?? Откуда
Тбилиси, Грузия
? Что играет
IDM
Сегодня мы часто говорим о «грузинском вторжении» и мировом успехе грузинской электроники, но дорогу для всех своих многочисленных соотечественников проложил Ника Мачаидзе. В 1999-м он выиграл Гран-при на фестивале электронной музыки в Париже, в 2002-м выпустил альбом в Германии и с тех пор хоть и не частит с релизами, но постоянно остается на виду.
Его музыка — сложная и одновременно эмоциональная, где-то даже трогательная. Это могут быть запутанные, тяжеловесные IDM-ритмы в сочетании с сентиментальными мелодиями, могут быть этакие препарированные песни с полушепотом на грузинском, английском или русском (одна из таких — на стихи Маяковского) или даже прозрачные фортепианные этюды, намеренно «подпорченные» цифровой обработкой.
В ранних записях Ники много удали и хитовых мелодий, позже в них появится сложность и академизм, ну а от альбома, вышедшего буквально на днях, так и вовсе веет постмодернизмом — там Мачаидзе препарирует под клубный формат ритмы традиционной грузинской музыки, звучащей на свадьбах.
Vakula/MySpaceRocket/Rocco Sifredi
и др.
?? Откуда
Конотоп, Украина
? Что играет
Техно, хаус, диско, поп, экспериментальная
Об уроженце Конотопа Михайло Витюке (он же Vakula, он же V, он же Viguel, он же Vedomir, он же Rocco Sifredi, он же MySpaceRocket) в последнее время чаще пишут в контексте сексизма, сетевых скандалов и cancel culture, но мы все же не забываем, что Вакула — отличный музыкант.
Он не знает стилистических границ, выдавая то дип-хаус, то спейс-диско, то техно, то эмбиент, то хиппи-рок под 1960-е, то академический минимализм, а то и вовсе поп-музыку, как в случаях с Иваном Дорном, c SunSay и с Monatik.
Все многочисленные ипостаси Михайло, за исключением разве что последней, объединяет легкая психоделическая расфокусированность. Его электронные красоты будто бы не запрограммированы в одиночку (как это обычно происходит с такого рода музыкой), а сыграны живьем, да еще и в результате стихийного коллективного джема.
Пластинки Вакулы — это всегда какой-то целостный рассказ, путешествие и погружение, если угодно — рок-опера, но сыгранная уже не в стиле рок. Именно поэтому слушать его стоит не треками, а целыми альбомами.
Текст: Ник Завриев («Планетроника»)