Если вы смотрите образовательные ролики и контролируете спонтанную тягу к стороннему контенту, крупные видеохостинги скорее всего не вызовут у вас дискомфорт. Практически всегда там найдутся подходящие лекции и выступления экспертов. Однако стоит оступиться и пару раз включить ток-шоу, сюжет про НЛО или «плоскоземельщиков», как алгоритмы зарядят обойму рекомендаций похожего контента и начнут подсовывать его с неистовой частотой.
Осада related-блоков и «персонализация» главной будет продолжается неделями, пока вы снова не зацепитесь за очередную теорию заговора или новостные сводки. В умеренных объемах они безвредны — смысл и содержание всех этих роликов забывается через час после просмотра.
Однако для алгоритма такое поведение лишь подтверждает, что вы не против проваливаться глубже в «черную дыру». Обсудим эту проблему подробнее и посмотрим, что можно сделать, чтобы не тратить время на посредственные видео и оставаться в относительной независимости от принципов и результатов работы рекомендательных систем.
Метрики вместо развития
Универсальный характер проблемы достаточно точно описал Даниел Канеман, известный психолог и лауреат многочисленных премий по экономике. Он констатировал, что основная масса соцсетей вовсе не стремятся вооружить нас инструментами для саморазвития и поиска качественного контента среди сотен тысяч и миллионов ежедневных публикаций. Их задача — максимизировать уровень вовлеченности пользователей, чем и заняты соответствующие алгоритмы и рекомендательные движки, в том числе и популярных видеохостингов. С их помощью мы незаметно для себя — день за днем — строим персональный «инфококон», из которого потом придется выбираться: «Воззрения, которыми вы обладали несколько лет назад, становятся все более экстремальными за счет влияния соцсетей», — замечает Канеман.
Действительно, массовые площадки пока плохо «понимают», когда мы приходим за новыми знаниями, а когда — за развлекательным контентом. Поэтому и не могут вовремя сгладить эффект, о котором говорит всемирно известный эксперт. На данном этапе они конкурируют лишь за наше время с помощью ряда простых ухищрений вроде эксплуатации «принципов информационного казино», заставляя нас по десять раз в день заглядывать в свои приложения.
Как следствие — мы и правда чаще открываем их, чтобы посмотреть новые публикации, но с каждым годом мотивация продолжать пользоваться тем или иным сервисом — постепенно снижается, а искренний интерес к ним просто-напросто замещает легкая форма аддикции.
Даже разработчик, поучаствовавший в проектировании рекомендательного алгоритма YouTube, убежден, что задачи для него можно было бы сформулировать несколько иначе. За этим последовала бы совсем другая реализация и эффект в масштабе пользовательской базы сервиса.
Сегодня вопрос заключается в том, какую долю от семи с лишним сотен миллионов часов, затрачиваемых на просмотр роликов, люди расходуют на достаточно посредственные видео. Если одной из ключевых метрик для включения того или иного сюжета в топы и related-подборки остается суммарный объем времени, потраченного на него пользователями, то такие рекомендации будут соответствующего «качества».
Слабые рекомендации
Сегодня все чаще можно встретить критику алгоритмов YouTube. Вот так на эту тему высказываются на Hacker News: «Болею, целую неделю сижу дома. Фактически обновляю главную каждые пятнадцать минут, но видео, которые я пропускаю уже сотый раз, остаются на месте. Снова и снова нужно скроллить, чтобы найти что-то другое». Базовая рекомендация в таких ситуациях — самостоятельно редактировать, чистить или «замораживать» историю просмотров. Если избавиться от пары записей с роликами об условных теориях заговора, алгоритм пессимизирует это тематическое направление и не будет рекомендовать подобный контент. Более радикальный подход — режим приватного просмотра [инкогнито или private browsing], если возникает спонтанное желание провалиться в «черную дыру» с кучей сомнительных сюжетов. Так можно будет и не тратить время на чистку watch history.
Резиденты HN отмечают и другие особенности рекомендательного движка этой площадки: «Помню, как в далеком 2009-м искал электронную музыку и в related к трекам с условной тысячью просмотров были аналогичные по популярности композиции. Их мало кто слушал, поэтому и я всего за несколько часов открыл для себя кучу новых исполнителей. Сегодня все иначе — алгоритм выдает похожие видео, но это — почти всегда стотысячники».
Стоит признать, что встречаются и мнения в защиту YouTube, хотя по большей части ключевую роль в примерах играют не алгоритмы, а пользовательский опыт: «На моем ноуте слушал музыку чуть ли не весь дом, но ситуацию спас хороший вкус окружающих — теперь сервис радует меня шикарными рекомендациями. Они круче, чем у Spotify». На HN говорят и о других видеохостингах вроде Netflix, но даже в случае этой стриминговой площадки — пользователи сожалеют о низком качестве действующих алгоритмов фильтрации контента по сравнению с временами, когда компания работала с DVD-дисками и предлагала качественные рекомендации.
Отсутствие точечных настроек
Зачастую, чтобы улучшить выдачу, аудитории YouTube приходится обходить «заводские» возможности сервиса и прибегать к ухищрениям вроде регистрации нескольких аккаунтов для различных задач. Допустим, первый они используют для изучения всего нового, что имеет отношение к работе, а второй — для просмотра видео по сторонним темам.
Еще один лайфхак пригодится тем, кто не успевает изучать ролики, отложенные для последующего просмотра. Часть из них рано или поздно пропадают с площадки — либо за нарушения правил, либо по желанию авторов, решивших обновить канал. В таком случае стоит заранее воспользоваться youtube-dl — одним из наиболее популярных менеджеров загрузок [более 87 тыс. звезд на GitHub на момент публикации]. Либо выбрать более доступный вариант — закинуть ссылку на видео в Wayback Machine. Однако в этом случае гарантированной архивации ждать не стоит — снэпшот могут и не сделать по единственному запросу [хотя общее число захватываемых сервисом роликов еще в 2018-м оно доходило до 800 тыс. в неделю].
По мнению резидентов HN, чтобы не отвлекаться на рекомендации, иногда стоит полностью скрывать related-секции с помощью адблокеров. Или настроить автоматический редирект с главной — к ленте тех каналов, на которые вы подписаны. Вообще говоря, среди аудитории площадки уже давно сформировался запрос на подобный функционал и точечные возможности вроде белых и черных списков, которые позволили бы прятать из выдачи ролики с определенными ключевыми словами, тегами и параметрами. Однако зрители вынуждены делать все это с помощью сторонних сервисов — например, RSS-ридеров. Хотя и эту возможность, кажется, уже ограничили, так что довольствоваться остается лишь расширениями для браузеров.
Что будет происходить дальше
Не стоит думать, что под критику аудитории — и, к сожалению, регуляторов — попадает один-два крупнейших видеохостинга мира. Проблемы есть и у других массовых соцсетей и стриминговых платформ. Их подход к работе с контентом вызывает все больше вопросов, а пользователи — все чаще испытывают усталость от посредственных рекомендаций и механик, с помощью которых паблишеры пытаются удерживать их внимание и уровень вовлеченности.
Следует признать, что перекос в строну исключения человеческого фактора из рекомендательного процесса пока не принес выдающихся результатов, поэтому «маятник» уже начал движение в обратную сторону. Мы продолжим рассказывать о том, как развиваются альтернативные способы поиска интересных видеороликов и музыки здесь и в нашем «Мире Hi-Fi», а пока — предлагаем несколько материалов для дополнительного чтения по теме: