На тему пандемии создаются монументальные вещи, которые будут популярны и после 2020 года. Такова «Фермата» — подкаст музыкального журналиста Алексея Мунипова и студии «Либо/Либо»
«Фермата» — аудиопродолжение одноименной книги Алексея Мунипова о современной академической музыке, вышедшей в 2019 году. Книга была, скорее, панорамной. По сути, это серия интервью о жизни и творчестве с важнейшими русскоязычными композиторами нашего времени. А вот подкаст (по крайней мере, его первый сезон) из-за обстоятельств 2020 года полностью сосредоточился на одной теме — коронавирусе.
Это цикл бесед о влиянии болезни на музыку, поданный с максимально разных сторон — от музыкальной истории мировых эпидемий и прогнозов о возвращении фестивалей до некролога умершим от COVID-19 музыкантам.
Дело, кстати, отнюдь не ограничивается академической музыкой. В подкасте нашлось место и интервью с Ильей Лагутенко, и разговору про сложно замешанный компьютерный эмбиент, который музыканты записывали совместно с учеными.
«Фермата» — проект важный и умный, за ним стоит пристально следить. В российском подкастинге самым слабым местом стал поиск необычных ракурсов. Многим проще взять дежурное интервью о трудном пути к успеху с очередным фрешменом или стартапером-инстаграмщиком. На этом фоне «Фермата» кажется глотком свежего безвирусного воздуха.
«Подкаст посвящен тому, как мир музыки переживает эпидемию. Мне показалось заманчивым сделать что-то вроде репортажа из центра урагана.
Этот подкаст был отчасти вдохновлен моей книгой «Фермата. Разговоры с композиторами» и одноименным Telegram-каналом «Фермата». Но он посвящен не столько академической музыке, сколько миру музыки в эпидемию.
Понятно, что коронавирус — это только повод, и подкаст в результате уносит в самые разные стороны — от разговора про структурированную тишину с Олегом Нестеровым до выпуска про целебную силу музыки с врачевальными песнями, русскими плачами и шаманскими наигрышами. Или, скажем, совершенно неожиданный выпуск про китайскую эстраду и андеграундную поэзию времен эпидемии.
Мне было дико интересно, ничего этого не знал, а темы этой даже в плане не было, она возникла по ходу дела. Мы начали с коронавирусных песен, а закончили разговором про генеративную музыку, искусственный интеллект и новые композиторские практики. Но все в конечном итоге сводится к разговорам о том, как меняется музыка и меняемся мы, ее слушатели».
Мы выкладывали ранее подкаст Фермата. Послушать можно тут.
Текст: Виталий Волк