Стриминговые площадки ставят независимых музыкантов в невыгодное положение

spotify

Исследование: стриминговые площадки ставят независимых музыкантов в невыгодное положение, отдавая лейблам «львиную долю доходов».

Всё это вредит не только самим исполнителям, но и слушателям, считают учёные.

Стриминговые музыкальные сервисы ставят независимых музыкантов в невыгодное положение. К такому выводу пришли исследователи из Университета Восточной Англии, изучившие условия заработка на стриминге музыки.

Отчёт «Потоковое воспроизведение музыки: равны ли условия для всех?» (англ. Music Streaming: Is It a Level Playing Field?) был опубликован в конце февраля 2021 года.

Исследование отмечает всё более важную роль стриминга в распределении доходов на музыкальном рынке. По мнению авторов, потоковая передача музыки по-настоящему оживила музыкальную индустрию, а выручка от стриминга увеличивается в среднем на 50% ежегодно. На фоне фундаментальных изменений в потреблении и распространении музыки индустрия столкнулась с небывалым усилением конкуренции на рынке.

«Стриминг стал важнейшим путём на рынок для всей записанной музыки, а в будущем, вероятно, роль потоковой передачи только усилится», — пишет профессор Ормоси в отчёте. — «Такие стриминговые платформы как Spotify платят лейблам вознаграждение, рассчитывающееся на пропорциональной основе: из общего дохода платформы от потоковой передачи музыки выделяется та часть, которая принадлежит лейблу на основе воспроизведения контента [в собственности лейбла]».

В ходе исследования учёные пытались выяснить, как потоковые платформы поддерживают или, наоборот, искажают честную конкуренцию. Вместе с тем исследователи постарались выяснить, находятся ли исполнители и лейблы в равных условиях на рынке музыкального стриминга.

Как выяснили исследователи, большой тройке звукозаписывающих компаний, состоящей из Universal Music, Sony BMG и Warner Music, принадлежит около 67,5% всей записанной в мире музыки. Более того Universal Music и Sony BMG владеют долями в Spotify — компаниям принадлежит 3,5% и 2,9%, соответственно. В то же время другая популярная стриминговая площадка — Deezer — частично принадлежит Access Industries, материнской компании Warner Bros и Warner Music.

По мнению ученых, рынку стриминга нужна большая прозрачность в вопросе курирования плейлистов и работы алгоритмов рекомендаций на музыкальных площадках. Авторы исследования утверждают, что помимо того, что лейблы забирают львиную долю доходов от музыки себе, они ещё и придумывают способы дополнительного уменьшения заработка музыкантов.

В частности, опасения учёных вызывает функция Spotify Discovery Mode. Платформа предлагает музыкантам приоритетное попадание в плейлисты и рекомендации в обмен на сниженную ставку роялти.

Фактически сервис забирает у музыкантов ещё одну часть от и так небольших доходов, в обмен на продвижение на платформе. Тем не менее алгоритмы работы рекомендаций не раскрываются, а музыканты не знают, попадает ли их музыка на самом деле в плейлисты и списки рекомендуемой музыки.

Стриминговые площадки ставят независимых музыкантов в невыгодное положение

Пропорциональное распределение доходов между авторами и правообладателями казалось справедливым решением. Однако, вопреки надеждам представителей индустрии, всё это привело к стимулированию неконкурентных практик и искажению реальных показателей заработка исполнителей.

Стриминговые сервисы обещали «ориентированную на пользователя систему оплаты», гарантировавшую, что заработок на стриминге музыки станет более прогнозируемым. Представители Spotify обещали, что выплаты подписчиков за доступ к сервису будут идти напрямую артистам и лейблам, которых они чаще слушают. Система вроде бы работает, однако всё равно отдаёт предпочтение музыкантам, подписанным на лейблах.

«Равные и честные правила игры важны не только для исполнителей, но и для потребителей, если смотреть в долгосрочной перспективе», — отмечает Ормоси. — «Нарушение правил конкуренции препятствует инновациям, вредит музыкальному разнообразию на площадках. Искажение конкуренции негативно влияет на перспективы заработка начинающих музыкантов и более нишевых исполнителей, чья музыка пользуется спросом у сильно ограниченного круга слушателей».

Один из соавторов исследования, профессор Амелия Флетчер отмечает большие надежды, возлагавшиеся на стриминговые площадки со стороны музыкантов. В 1980-х годах Флетчер была участницей инди-групп Talulah Gosh и Heavenly и могла только мечтать о достойном заработке на своей музыке. Стриминг казался идеальным вариантом для музыкантов жить только за счёт доходов с потокового воспроизведения музыки, но чуда не произошло.

Как и 40 лет назад, современный независимый музыкант не может рассчитывать на достойный заработок на своей музыке. Доходов от воспроизведения музыки на всех возможных потоковых площадках попросту не хватит на жизнь.

Стриминговые площадки ставят независимых музыкантов в невыгодное положение

В ноябре 2020 года исполнительница Надин Шах, номинированная на премию Mercury Prize, рассказала, что даже популярные независимые исполнители не получают нормальных доходов от своей музыки. Во время слушаний в рамках расследования экономики рынка музыкального стриминга, инициированного Министерством культуры, СМИ и спорта Великобритании, девушка отметила, что доходов едва хватает на то, чтобы оплатить аренду жилья.

Исполнительница рассказала, что рост популярности в музыкальных кругах никак не повлиял и не увеличил её заработок, что совершенно не справедливо. Слова Шах подтвердили некоторые другие музыканты, среди которых Гай Гарви из Elbow и Эд О’Брайен из Radiohead. По мнению О’Брайена, доходы от стриминга музыки нестабильны и ставят молодых музыкантов на грань бедности.

«Заработок на стриминге моей музыки недостаточен, чтобы „держать волка подальше от двери“», — рассказывала Надин Шах. — «[Я, как] исполнитель с солидным профилем, со значительной базой поклонников и признанием критиков не зарабатываю достаточно денег на потоковом проигрывании моей музыки. Сейчас я нахожусь в положении, когда пытаюсь свести концы с концами и заплатить за квартиру, и мне неловко говорить об этих проблемах публично. Я попросту в растерянности [от такого положения вещей]».

Если не считать призывов к большей прозрачности, исследование представителей Университета Восточной Англии не предлагает способов изменения положения дел, хотя и намекает на необходимость принятия мер, повышающих заработок на стриминге музыки. По словам учёных, цель исследования — обратить внимание на проблему неравенства распределения доходов между лейблами, подписанными и неподписанными исполнителями.

Вам понравилась статья?
10

Leave a Reply