Что музыканту написать о себе: о чём рассказывать слушателям, чтобы они заинтересовались вашим творчеством.
Кто ищет ответ на вопрос о том, как написать биографию музыканта, авторы блога LANDR подготовили гайд.
Тезисы
Откройте блокнот или любой текстовый редактор и запишите самые важные и яркие моменты вашего музыкального пути. Так вы составите тезисы, на которых будет построена ваша биография.
В первую очередь ответьте на следующие вопросы:
- Где была основана группа? В каком городе или стране?
- Когда вы начали писать музыку, выпускать альбомы, выступать?
- Когда вы поняли, что хотите заниматься музыкой?
- В каком жанре вы работаете?
- Как бы вы описали свой стиль?
- Какие музыканты вдохновляют вас?
- Какие у вас планы на будущее?
- Какое выступление было самым крутым в вашей творческой карьере?
- Чем вы заняты сейчас?
- Чем вы занимаетесь помимо музыки?
Отвечайте на вопросы максимально честно, пишите простым языком. Рассказывайте о своих планах по выпуску альбома, микстейпа, сингла. Поведайте о студийной работе, последнем туре или совместных проектах с другими исполнителями. Осветите свою основную работу, участие в радиоэфирах и мероприятиях.
Тезисы — всего лишь короткие заметки о музыканте.
Лаконичность
Как только ответы на основные вопросы будут даны, переходите к составлению увлекательного рассказа. Дополните заметки так, чтобы ответы на вопросы превратились в историю.
Теперь самое главное: избегайте забитых фраз и повсеместных паразитических определений. Сразу же выкиньте из текста такие слова как «влиятельный», «признанный», «суперталантливый» и прочие подобные прилагательные. Эти слова убивают весь интерес к вашей истории и заставляют слушателя задавать вопросы, на которые у вас нет ответа: «Признанный кем?», «Влиятельный в каких кругах?», «Суперталантливый по чьей оценке?», «Кто все эти люди?».
Добавьте больше выразительности своему рассказу. Подойти к делу нужно как настоящий писатель, но не графоман — никакой воды, только самая интересная информация, читать которую легко. Избегайте длинных предложений. Пишите текст и читайте его вслух: если в какой-то момент вам не хватает воздуха, чтобы дочитать преложение на одном дыхании, смело сокращайте его. Чтение вслух — лучший приём для оценки легкости написанного.
Составляя рассказ по ранее выделенным тезисам, пишите всё, что приходит в голову. После того, как история напишется, дайте ей полежать некоторое время, а затем вернитесь и выкиньте всё лишнее. Не удивляйтесь, если половина написанного будет вычеркнута, а вторая половина переписана. Лишнее нужно выбрасывать без всяких сожалений.
Если самостоятельно написать текст тяжело, попросите кого-то из своих друзей, кто хорошо владеет языком. Отдайте тезисы своему писателю-призраку, дайте ему послушать свою музыку. Не просите приврать или как-то украсить текст — пусть рассказ будет искренним.
Стиль
При написании важно соблюдать структуру текста. Делите рассказ на короткие параграфы по 2-3 абзаца из 2-4 предложений.
Обычно первый параграф играет ключевую роль. Эту часть нужно написать максимально круто, точно и сочно — по ней будут судить не только ваш музыкальный образ, но и само творчество. К тому же первый параграф чаще всего разбирают журналисты и составители пресс-релизов. По этой причине первый параграф нужно написать так, чтобы он выдал все козыри.
Второй параграф посвятите фактам и подробностям о себе. Дайте читателю больше информации о своём творчестве и истории своей жизни. Главное не перегнуть палку и не свалиться в излишний драматизм — никаких «Таня была без ума от музыки с тех самых пор, как в девять лет услышала Битлов».
Такая фраза встречается в 95% текстов, на неё никто не обращает внимания, в неё никто не верит.
Последний параграф посвятите своей текущей работе. Расскажите, чем вы заняты, к каким успехам вы идёте, что и зачем делаете.
Не стоит писать о своих наполеоновских планах по захвату всей мировой музыкальной сцены, фантазировать тоже ни к чему. Честно расскажите о своей работе, будьте ближе к реальности — так шанс убедить читателя будет выше.
3 версии
После того, как биография будет готова, создайте три версии одного и того же текста:
- Твит-версия — рассказ от первого лица короткими предложениями, которым можно делиться в социальных сетях.
- Короткая версия из одного параграфа на 2-4 предложения, раскрывающая всю самую важную информацию о вас.
- Полная версия текста, состоящая из всех трёх параграфов.
Общий объём текста лучше сохранить в пределах 400 слов- это один или полтора листа А4.
Несмотря на то, что мы предлагаем при написании текста как писатели, графомания ни к чему — никто не станет читать доклад на десяти страницах о сложном пути в музыке.
Не преувеличивайте свои заслуги и не умаляйте успехи. Концентрируйтесь на самых сильных сторонах своего творчества и карьеры. Если у вас нет наград не означает, что не может быть захватывающей биографии.
Не увлекайтесь именами, даже если вы отыграли с десяток крутых шоу с известными исполнителями. Выделите пару ключевых артистов, отдавая предпочтение тем, кто ближе всего по духу. Тем не менее не стоит придавать большое значение громким именам в своей биографии: окей, вы вышли на разогреве Deep Purple, Papa Roach и Sum 41 (бесспорно крутой факт), но что насчёт вашего собственного творчества? Вы рассказываете о себе, а не о концертах которые прошли в вашем городе.
В рассказ можно добавить юмор или сатиру, но только если они будут к месту. Не уверены в шутке — отправляйте её в мусор. Также не забывайте о пунктуации и орфографии — отсутствие ошибок производит более положительное впечатление на читателя.
Подумайте над тем, какая аудитория слушает подобную вашей музыку и оцените, где она может жить. Зарубежная аудитория — тоже аудитория, поэтому если существует хотя бы маленький шанс зацепить дополнительных слушателей, то им нужно пользоваться. В общем, перевести текст на несколько языков — хорошая идея.
Возможно среди ваших друзей найдутся те, кто прекрасно владеет каким-либо языком. Если друг неожиданно окажется носителем языка, то это вдвойне хорошо. Если друзей с виртуозным владением языка не нашлось, обратитесь к переводчикам. Не экономьте деньги на переводе — дороже выйдет.
Раз в несколько месяцев проверяйте биографию на актуальность. Вполне возможно, что за это время случится что-то такое, о чём стоит рассказать.
Что советуют те, кто уже писал биографии музыкантов
Организатор фестиваля MUTEK и радиоведущая Патриция Шмидт, часто помогающая музыкантам с написанием автобиографии, отмечает важность ведения заметок на полях при составлении текста. Работая над биографией девушка делает выводы и задаёт себе вопросы о людях, о которых она пишет — ответы простым языком и своими словами делают текст живее.
По мнению Патриции, ошибка многих музыкантов заключается в том, что они пишут о себе сухо, обезличенно и стереотипно. Музыка — это творчество, поэтому биография должна отражать творчество группы, а не быть набором сухих фактов о том, кто и сколько концертов отыграл. Биография — не каталог или список, не стоит превращать её в перечень всех релизов и концертов.
Девушка советует не сравнивать себя с другими музыкантами напрямую. Дополнительно нужно отказаться от ярлыков и не торопиться с определением стиля — пусть жанровую принадлежность определяют слушатели. Достаточно оставить им намёки, описав свою музыку сравнениями: например, мечтательная, гипнотическая, мрачная, вдохновленная сценой Детройта 1990-х годов.
Стоит отказаться от пассивных конструкций в тексте, используя только активный залог:
НЕТ
Границы стиля стираются музыкой, созданной Авророй Халал, благодаря музыкальным экспериментам певицы и ощущению уединения с музыкой.
ДА
Музыка Авроры Халал стирает границы в понимании стиля благодаря музыкальным экспериментам и ощущению уединения.
Журналистка и редактор Кристина Какайре, в разное время сотрудничавшая с Pitchfork, Resident Adviser, Berlin Community Radio и Red Bull, считает, что краткость важнее всего.
Даже если вы работаете музыкальной индустрии пару десятков лет, не нужно делать многотомные описания своих похождений — 300-400 слов более чем достаточно. По мнению Какайре, биография — часть маркетинговой истории вокруг музыканта, поэтому она должна привлекать внимание, а не отталкивать количеством текста.
Композитор Кристофер Каргнело считает, что главное в биографии — внимание на достижениях, а не рассказе о своём прошлом и пути к музыке. При этом важно подбирать правильные слова: текст не должен оскорблять других музыкантов и быть слишком самоуверенным — так вы выставите себя в худшем свете.
Каргнело также советует не бояться таких словосочетаний как «разделили сцену», «писать музыку», «отыграли шоу». Звучит избито, но лучше, чем фразы наподобие «Любовь к музыке проснулась в те годы, когда мы услышали одну группу на радио» — такие фразы можно встретить в каждой второй биографии.
Заключение
Слова обладают огромной силой, поэтому отлично написанная биография становится половиной успеха рекламной кампании исполнителя. Текст становится инструментом, работающим на вас, представляет ваши интересы и служит хорошей рекламой. По этой причине подойти к написанию биографии нужно со всей ответственностью.