Что такое фанк и кого можно послушать

Фанк — это жанр, который уходит корнями в афроамериканскую традицию, и встречается вам гораздо чаще, чем вы думаете.

Автор текста: Изета Алексеева

Зачем мне разбираться в жанрах музыки?

Музыка — верный друг, который сопровождает человека всегда и везде. Но иногда любимые композиции начинают надоедать, и нам трудно найти им замену.

Знание жанровых особенностей упрощает эту задачу: будет легче определить свои пристрастия и уточнить параметры поиска. Но это же знание расширяет горизонты — позволяет находить треки-фавориты у представителей другого музыкального течения. А значит, обогащать плейлист.

Например, вы любите мелодичную поп-музыку Beatles. Если вы к тому же знакомы с чертами разных жанров и открыты новому, то оцените композицию I Don’t Know хип-хоп-команды Beastie Boys. Эта песня не что иное, как дань уважения жанровым традициям «битлов».

Хорошо. Тогда что такое фанк?

Фанк — это дерзость, напор и ритм, заражающий желанием двигаться. Ну а если серьёзно, это жанр популярной музыки, берущий своё начало в афроамериканской музыкальной традиции.

Поначалу словом «фанк» джазовые музыканты называли энергичную манеру игры. Она стала антиподом «сглаженного» исполнения коммерческого джаза.

Как понять, что я слушаю фанк?

От любого другого течения фанк легко отличить по следующим чертам:

  • «Булькающая» бас-гитара. Она и задаёт ритм всей композиции.
  • Энергичные и отрывистые духовые.
  • Неровный вокал. Он то дерзкий и надрывный, то «успокаивающийся» и переходящий в речитатив.
  • Инструменты, как правило, не перекрывают друг друга.

Но главное в фанке — это особый ритмический рисунок композиций, мощный, сбивчивый и неоднородный. Это и есть так называемый грув — ритм, который неминуемо вызывает у слушателя желание двигаться под музыку. Именно благодаря ему под фанк очень хочется танцевать. Ну или хотя бы притопывать ножкой.

А откуда фанк взялся?

Фанк как жанр зародилсяFunk. Encyclopædia Britannica в США в конце 60-х. Тогда расовое неравенство было устранено на законодательном уровне, однако «бытовая» сегрегация всё ещё существовала, и битва афроамериканцев за равенство продолжалась. Чёрное население штатов стремилось развивать свою культуру, боролось за право быть собой.

На фоне этого в музыке происходили свои процессы: как ответ на рок-н-ролл, популярный у белого населения, появился соул. Позже он стал основой для многих других стилей.

Соул быстро снискал популярность, но в сознании масс оставался музыкой для афроамериканцев. Желание сделать её более прибыльной и привлечь белую аудиторию привело к «сглаживанию» песен.

Тогда в противовес этой коммерциализации из соула вышел фанк — очень похожий на своего предшественника, но резкий и порывистый.

Фанк был и более политизированным: музыканты не упускали возможности обращать внимание на пережитки расизма. Они говорили о том, что быть чернокожим не просто не стыдно, но и здорово.

Кто сделал фанк популярным?

Среди первых и самых значимых выделяют этих исполнителей.

Джеймс Браун

Джеймс Браун — отец жанра, начавший свою карьеру в качестве соул-исполнителя. Позже Браун «утяжелил» соул, стал включать в своё творчество больше африканских мотивов и тем самым значительно повлиял на становление фанк-музыки.

Брауну приписывают первые композиции жанра: Funky Drummer, Papa’s Got a Brand New Bag, Cold Sweat.

В 1968 году музыкант выпустил одну из самых значимых для фанка песен — Say it Loud, I’m Black and I’m Proud («Скажи громко: я чёрный и горжусь этим!»).

В композиции чётко видна социальная составляющая жанра. Текст песни не просто говорит о равенстве — он дерзко призывает гордиться своей идентичностью. Благодаря подобным текстам Браун стал идейным лидером афроамериканской общины.

Музыковеды и критики смело утверждают, что Браун определил звучание фанка и по сути создал этот жанр.

Джордж Клинтон

Основатель групп Parliament и Funkadelic Джордж Клинтон сформулировал лозунг этого направления: One Nation Under a Groove! («Одна нация, объединённая ритмом!»). Клинтон также известен как основоположник «мифологии фанка». Она стоит на идее, будто приобщённые к фанку люди — это высшая цивилизация, представители которой явились на землю из космоса.

Музыкант привнёс в фанк мотивы рока, психоделики и подготовил почву для популяризации этого жанра.

Слай Стоун

Слай Стоун — третий «создатель» фанка и лидер группы Sly & the Family Stone. В коллектив входили и белые, и чёрные участники, что было большой редкостью. Такой состав отлично олицетворял социальную подоплёку фанка — желание быть на равных вне зависимости от цвета кожи.

Стоун разбавил фанковые мотивы психоделикой и, как и его коллега Джордж Клинтон, позволил жанру быть более всеобъемлющим.

Сложно. Где же тогда чистый фанк? Только у Джеймса Брауна?

На самом деле музыка — это довольно хаотичное явление, и чётко классифицировать его очень сложно. Один трек может сочетать в себе элементы множества жанров.

Не заморачивайтесь. Вы уже знаете отличительные особенности фанка (см. карточку 3), поэтому просто слушайте музыку и выискивайте в совершенно разных треках эти черты.

А что стало с фанком потом?

Во второй половине 70-х ситуация с расовым неравенством в США улучшилась, да и афроамериканское сообщество подустало от борьбы за свои права. В это время на основе соула и фанка появился жанр диско. Он разрушил расовые рамки, став жанром «для всех», чем выполнил главную миссию фанка.

Диско-коллективы той поры активно сочетали в своём творчестве черты фанка, соула, ритм-энд-блюза и диско. Вот некоторые особо яркие представители этой музыкальной эпохи.

Earth, Wind & Fire

Американская группа, которой принадлежат хиты September и Boogie Wonderland, сочетала фанк, соул, джазрок и другие направления. Коллектив стоял вне политики (в отличие от многих групп-современников) и сочинял развлекательную музыку, которая отличалась виртуозными аранжировками.

В песне September бас-гитара создаёт забористый танцевальный ритм, духовые преимущественно звучат отрывисто, а вокал часто напоминает мелодичные выкрики, а не задушевное пение.

Сhic

Коллектив из США, появившийся в конце 70-х годов. Chic стали изобретателями потрясающих семплов, на основе которых позже были написаны популярнейшие песни.

Например, чисто фанковый рифф из трека Good Times стал основой для трека Another One Bites the Dust культовой группы Queen.

Kool & the Gang

Коллектив существует с 1964 года, и за это время состав группы успел поменяться много раз. Музыканты много экспериментировали с разными жанрами и успели прославиться как хитмейкеры. Группа заполучила множество премий, среди которых есть две статуэтки «Грэмми». Музыка Kool & the Gang активно используется в фильмах и сериалах по сей день.

В песне Jungle Boogie также есть интересный гитарный рифф, резкие духовые и своеобразные возгласы вокалистов, что унаследовано от фанка.

Получается, всё закончилось на диско?

Нет. Черты фанка заимствовали и другие стили музыки.

Поп-музыка

Танцевальный ритм — чуть ли не главное оружие поп-музыки. Так как ритмы фанка заразительны и сочны, они часто ложатся в основу поп-композиций. Например, они ярко и безупречно играют в творчестве Майкла Джексона. Особенно показательны в этом плане песни из его прорывного альбома Thriller.

В Pretty Young Thing стоит обратить внимание хотя бы на вокал Джексона, который то набирает силу и становится набором возгласов, то звучит нежно и мягко. А стоны и крики, которые то и дело органично вплетаются в канву композиции, очень напоминают манеру главного кумира Джексона — Джеймса Брауна.

В песне особенно интересен ведущий семпл, исполненный на басовом синтезаторе. По сути это фанковая партия бас-гитары, которую передали другому инструменту.

Рок

На основе фанка родился фанк-рок и метал-фанк. От прародителя эти поджанры унаследовали грувовые партии бас-гитар. Яркие представители «скрещивания» фанка и рока — Red Hot Chili Peppers. Риффы бас-гитариста группы — это дань уважения фанковым предшественникам.

В треке Dani California очень чётко слышится фанковый гитарный перебор.

Джаз

Так появился джаз-фанк — поджанр, который характеризуется грувовым ритмом и использованием синтезаторов. Он был широко распространён в 70–80-е годы прошлого века в США.

Знаменитый джазовый трубач Майлз Дэвис посвятил экспериментам с джаз-фанком свой альбом On The Corner.

Позже фанк стал основой для возникновения хип-хопа. Музыковеды утверждаютHow a James Brown Jam Session Gave Us the ‘Greatest Drum Break of Them All’, что этот жанр не появился бы без Джеймса Брауна.

Существуют ли современные фанк-исполнители?

С момента появления диско фанк в чистом виде стал большой редкостью, и исполняют его далеко не самые популярные группы для узкой аудитории.

Однако был момент, когда жанр воскрес для масс. Это случилось в 90-е благодаря творчеству группы Jamiroquai, которая взрывала чарты США и Европы. Альбом Traveling Without Moving был занесён Whisper it, Jamiroquai are cool again… here’s why в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый продаваемый фанк-альбом в истории.

В композиции Virtual Insanity особенно чётко слышится влияние фанка.

Однако и Jamiroquai в процессе создания треков опиралась не на чистый фанк: в творчестве группы много соула, джаза и хаус-музыки.

В 2000-е годы Jamiroquai стала экспериментировать со звуком. Фанк, который до той поры был одним из ведущих направлений в творчестве группы, начал уступать место электронике и техно.

Фанк смешался с другими жанрами и пробрался в творчество совершенно разных артистов. И подарил им свою лучшую часть — забористый танцевальный грув, который создаётся под звуки бас-гитары. Как правило, он сопровождается чередованием резкого и мелодичного вокала.

Вам понравилась статья?
00

Leave a Reply