Как французский хаус покорил мир

Добавить в закладки (0)
ClosePlease login

Не аккаунта? Зарегистрироваться

Журналист Лев Ганкин рассказывает, как французские диджеи и продюсеры оживили подзабытое диско, а заодно и всю танцевальную музыку второй половины 1990-х.

Свежим воздухом в танцевальной музыке 1990-х стал французский хаус, он же French touch, если пользоваться востребованным в то время маркетинговым термином. Его автором считается журналист британского еженедельника Melody Maker Мартин Джеймс: с его легкой руки французские диджеи и продюсеры стали выпускать мерч с девизом «We gave a French touch to house music», хотя в чем именно состоял этот «touch», объяснить по сей день не так-то легко.

Все, что объединяло деятелей сцены, — это пристрастие к старинному диско, которое они растаскивали на семплы, а также использование специфического оборудования (синтезаторов, семплеров, драм-машин) и фазовых фильтров при обработке звука. Так или иначе, French touch стал творческим и коммерческим феноменом; музыка с соответствующим тегом гремела всю вторую половину 1990-х далеко не только во Франции.

Суперзвездами французского хауса стали Daft Punk. Статус этого дуэта столь высок, а дискография столь пестра и многогранна, что их творчеству впору однажды посвятить отдельную подборку в рубрике «Пять главных песен». Здесь же будут, что называется, the best from the rest — артисты, не добившиеся столь же мощного международного успеха, но описавшие не менее точно время и пространство, в которых им довелось жить и работать.

Motorbass — «Paryscide»

Вышедший в 1996 году «Pansoul» — единственный лонгплей дуэта Motorbass и, вероятно, самое яркое высказывание французских хаус-продюсеров в альбомном формате (да, он даже сильнее или как минимум более цельный, чем несколько затянутый дебют Daft Punk — «Homework»). Участники Motorbass впоследствии прославились и поодиночке: Этьен де Креси — как диджей, продюсер и куратор сборников «Super Discount», Филипп Здар — как лидер проекта Cassius. Но именно в «Pansoul» случилась химия: пластинка слушается на одном дыхании от начала до конца.

В каждом треке — целый каталог изобретательных творческих решений, а саунд, несмотря на использованное винтажное оборудование, ничуть не устарел до сих пор. Однако, как говорили древние римляне, caveat emptor, то есть «покупатель да будет бдителен»: преобладающее настроение записи довольно смурное, сумрачное. Это скорее жесткий андеграунд, чем глянцевый мейнстрим, и тем, кто ждет от французского хауса непременного позитива, лучше подойдут другие позиции из этого списка.

Stardust — «Music Sounds Better with You»

Возможно, главный хит эпохи French touch и один из лучших танцевальных синглов 1990-х, «Music Sounds Better with You» — единственная запись проекта Stardust, трио, которое образовали Тома Бангальтер из Daft Punk, диджей Алан Бракс и вокалист Бенджамин Даймонд. В фундаменте хита — фрагмент песни «Fate» королевы фанка Чаки Хан, пропущенный через семплер SP-1200 компании E-mu, один из самых характерных предметов продюсерского инвентаря той эпохи. Без него не было бы и, например, «Intro» того же Алана Бракса и Фреда Фальке, другого яркого образчика французского хауса.

Трек Stardust — впечатляющий пример «многого в малом»: из простейших ингредиентов авторам удалось приготовить всамделишный музыкальный деликатес. Композиция одновременно ярко-танцевальная, и пронзительно-сентиментальная, и отчаянно телесная, и неотразимо душевная. То, что после ее успеха участники проекта отказались от предложенного трехмиллионного аванса и разбрелись кто куда, лишь добавляет этой истории обаяния.

Alex Gopher — «The Child»

Алексис Латроб, больше известный под псевдонимом Alex Gopher, — один из серых кардиналов французской хаус-сцены. Плодовитый продюсер, диджей и ремиксер, участвовавший в производстве всех трех сборников «Super Discount» Этьена де Креси, он все равно менее популярен как соло-артист, чем многие коллеги по цеху. Впрочем, композиция «The Child» как раз оказалась редким, но метким попаданием, угодив и в чарты, и, например, в звуковую дорожку к кассовому фильму «Амели».

Alex Gopher демонстрирует в ней тонкое умение балансировать на грани между поп-песней и танцевальным треком — двумя близкими, но не тождественными музыкальными формами. К последней «The Child» явно тяготеет композиционно и ритмически: перед качающим электрофанковым рисунком баса и драм-машины устоять нелегко. К первой же запись отчетливо склоняет яркий вокальный семпл из творчества Билли Холидей (конкретно из песни «God Bless the Child»). Несмотря на то, каким искажениям продюсер подвергает исходную вокальную дорожку, в ней все равно сохраняется неизбывная, щемящая блюзовая печаль.

Cassius — «1999»

Первый трек с первого альбома проекта, основанного уже упоминавшимся выше Филиппом Здаром в компании продюсера Юбера Блан-Франкара, больше известного как Boom Bass. «1999» — это еще и первый случай, когда Здар записал в своей композиции собственный вокал. Впрочем, семпл диско-дивы Донны Саммер все равно запоминается больше, чем его регулярное бормотание «Cassius in the house».

По рассказам авторов, непосредственным источником вдохновения для песни стала «Too High» Стиви Уандера. Неудивительно, что коэффициент фанка здесь зашкаливает, и эта неотразимая энергетика сполна компенсирует некоторый недостаток внутреннего развития (будем честны: Cassius бросают на стол все, что у них есть, в первые же мгновения, и дальше трек просто проживает свои три с половиной минуты звучания в автоматическом режиме). Впоследствии дуэт пронесет знамя французского хауса через 2000-е и 2010-е, история проекта прервется лишь в 2019-м после гибели Филиппа Здара в результате несчастного случая.

Modjo — «Lady (Hear Me Tonight)»

«Lady (Hear Me Tonight)» дуэта Modjo — безусловный суперхит, возглавивший чарты сразу десяти разных стран — фиксирует эволюцию, которую пережила музыка French touch к началу 2000-х. Фактически это не что иное, как поп-композиция с диско-ритмом, явно выполненная по шаблону «Music Sounds Better with You» Stardust, но в слегка упрощенном виде.

Все это, впрочем, не отменяет ее бесспорной мелодической цепкости — возможно, это самый прилипчивый трек во всей подборке, что оценили и создатели первоисточника «Lady». Им стала песня «Soup for One» легендарной диско-группы Chic, откуда тут позаимствован гитарный семпл. Возродив свой проект в 2010-е, Найл Роджерс и Брайан Эдвардс полюбили соединять две эти композиции на концертах в своеобразное medley.

Тем не менее на фоне французского хауса предыдущих лет запись Modjo звучала немного легковесно, подразумевая скорее курортную романтику, чем клубный угар. И неудивительно, что вторая волна French touch, связанная прежде всего с деятельностью основанного в 2003 году лейбла Ed Banger, сфокусировалась на более жестком саунде.


Текст: Лев Ганкин (подкасты «От хора до хардкора»«Шум и яркость»)

Поднять пост?
20
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x