10 песен Высоцкого, которые всегда будут актуальны

25 июля 1980 года умер #Владимир #Высоцкий. До сих пор он остается одним из главных авторов #песен на #русском #языке, хотя его актуальность оспаривается временем. Николай Овчинников объясняет, как фигура Высоцкого исчезает из настоящего, и предлагает послушать 10 песен, которые всегда будут актуальны.

По какой‑то злой иронии судьбы этим летом с разницей примерно в две трети месяца идут годовщины смерти важных для определенного поколения музыкантов. Сперва было 20 лет со смерти Юрия «Хоя» Клинских — народного певца девяностых, озвучившего постперестроечный раздрай; в августе будет 30 лет со смерти Виктора Цоя — народного певца восьмидесятых, подготовившего людей к свободе. Сегодня — 40 лет смерти Высоцкого, народного певца шестидесятых-семидесятых, человека, каталогизировавшего застойную советскую жизнь, написавшего про все и про всех и высказавшегося от имени всех и сразу. Не хочется чересчур увлекаться нумерологией, но уход каждого из них был символом конца очередной эпохи. В случае с Высоцким, который умер в дни московской олимпиады, это был конец времени вымученной стабильности. А в новое время брали не всех.

Семь лет назад Юрий Сапрыкин еще для другой «Афиши» написал текст, в котором объяснял, почему Высоцкий оказался совершенно невостребован в наше время. С ним отчасти хочется поспорить. Его перепевают не только стареющие рокеры, но и вполне себе популярные рэперы, его жегловский образ все еще определяет отношение граждан и к правоохранительной системе и к тем, кого она перемалывает, его цитаты вымирают, но не полностью. С ним отчасти хочется согласиться: мы действительно не мыслим словами Высоцкого, а описанные в его песнях реалии подчас совершенно непонятны даже тем, кто хоть немного застал советское время.

Интереснее понять, почему так происходит. И, возможно, дело не только в самой лирике и не в героях, но и в образе, который после смерти Высоцкого стали мигом канонизировать все кому ни попадя (что вызывало оправданное отвращение современников). Высоцкий как миф и памятник — фигура однозначная и односложная, его произведения легко расщепляются на хлесткие цитаты, не предназначенные для оспаривания. Наряду с Гошей из «Московских ворот» (тоже, кстати, 1980 год) он стал символом маскулинного дискурса, которого остро не доставало в слабеющей и дряхлеющей стране (недаром его песни любили потом вворачивать в титры перестроечных детективов и боевиков, недаром за его Жеглова были готовы голосовать в 1999 году). Эта односложность и одномерность — вымышленная во многом — наряду с анахронизмами в лирике и превратила Высоцкого в памятник прошлой эпохи. И это плохие новости и для тех, кто ту эпоху не любил, и для тех, кто по ней тоскует. Не за что зацепиться.

10 песен Высоцкого, которые все еще актуальны

«Прерванный полет»

Трагичное философское размышление о том, что не успел, недосмотрел и недолюбил. Изначально предназначалась для фильма «Бегство мистера МакКинли», в итоге в фильм не вошла, но потом прозвучала в титрах одного из лучших перестроечных детективов «Черный квадрат»

«Баллада о любви»

Прославленная фильмом «Стрелы Робин Гуда» песня, которая куда выигрышнее смотрится без многомерной аранжировки из фильма

«Баллада о борьбе»

Другая песня из того же фильма как раз расцветает в финальном виде — с пафосными духовыми и ловким ритмом. Плюс текст как иллюстрация эпохи, которая признавала власть силы: «Если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал»

«Я не люблю»

Манифест порядочности посреди лицемерия, идеальный пример лаконизма Высоцкого как в лирике, так и в музыке

«Горная лирическая»

Из всех песен Высоцкого про горы и путешествия эта — лучшая

«Братские могилы»

Одна из самых страшных песен о войне. Строгая, грозная и абсолютно трагичная композиция о том, что со смертью ты теряешь имя

«Пожары»

Запланированная для фильма «Забудьте слово «смерть» о гражданской войне в России, но не вошедшая в него песня о лихом времени и о том, что «обещанное «завтра» будет горьким и хмельным»

«Баллада о детстве»

Автобиографичная баллада Высоцкого, которая красочно описывает жизнь Москвы в сороковые-пятидесятые: «У тети Зины кофточка с разводами да змеями — то у Попова Вовчика отец пришел с трофеями»

«Песня о Земле»

Трогательная, даже интимная, песня о том, что на смену всем потрясениям обязательно придет что‑то хорошее: «Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время»

«Мне каждый вечер зажигают свечи»

Обращение к Марине Влади и, наверное, самая показательная песня Высоцкого о любви: слегка будничным голосом рассказчика он говорит о важных вещах там, где другие бы кричали и фальшивили

Leave a Reply