Кажется, что слушать треки в Сети экологичнее, чем покупать диски и кассеты. Но стриминги тоже влияют на природу, ведь им требуется немало энергии. РБК Тренды выяснили, какой способ слушать музыку вредит планете меньше.
Физические носители
Стриминговые платформы сейчас занимают основную часть музыкального рынка, но продажи некоторых традиционных носителей музыки (особенно винила) в последние годы тоже устойчиво растут. Например, Британская ассоциация производителей фонограмм отмечает, что спрос на виниловые пластинки увеличивается уже 13 лет подряд, и в 2020 году пластинок было продано на 10% больше, чем в 2019-м. В США в 2020 году популярность винила выросла на 30%. У другого аналогового носителя — аудиокассет — еще более показательный результат: в 2020 году их продажи в Великобритании выросли более чем на 50%. Соответственно, с ростом популярности физических носителей увеличивается и нагрузка на окружающую среду.
Интересно отметить, что изначально музыкальные пластинки делались из шеллака — природной смолы, которую производили насекомые-паразиты, обитающие в Индии и в странах Юго-Восточной Азии. Диски из этого природного материала были относительно экологичными, но хрупкими и тяжелыми. Поэтому им на смену пришли пластики из винила: их выпуск начала компания RCA Victor в 1931 году. С конца 1940-х годов, благодаря американскому лейблу Columbia, виниловые пластинки начали активно захватывать рынок.
Поливинилхлорид (ПВХ), из которого с тех пор изготавливаются пластинки, токсичен: под воздействием тепла он выделяет диоксины, а в процессе горения (например, при утилизации) — хлороводород. При контакте с водой это вещество создает соляную кислоту, которая губительно воздействует на природу. ПВХ также содержит много ядовитых добавок, таких как фталаты, свинец и кадмий (они используются для придания гибкости материалу). А поскольку эти добавки химически не связаны, они легко вымываются из пластика, попадая в почву или воду.
При анализе вреда от материальных музыкальных носителей важно учитывать и логистический фактор: дистрибуция, особенно международная, оставляет весомый углеродный след, как и обеспечение энергией точек офлайн-продаж.
После винила в моду вошли аудиокассеты, а затем и CD-диски. Последние изготавливаются из слоистых поликарбонатов и алюминия. Такие диски сложно перерабатывать из-за смешения материалов, разделять которые довольно дорого. К тому же CD быстро повреждаются под воздействием солнца и влаги, и их легко поцарапать, после чего диск приходит в негодность и отправляется на свалку.
Винил на сегодняшний день снова актуален. Преподавательница Килского университета Шерон Джордж отмечает, что, хотя его сложно утилизировать, винил все же может считаться относительно экологичным носителем. Дело в том, что люди склонны коллекционировать виниловые пластинки и даже передавать из поколения в поколение, а не выбрасывать, как это обычно происходит со многими другими пластиковыми изделиями.
Кроме того, сейчас бизнес постепенно старается делать свою продукцию более экологичной. Александр Дерош, директор по маркетингу канадской компании по производству пластинок Viryl Technologies, рассказывает, что отрасль переходит от свинцовых стабилизаторов ПВХ к кальциевым, более безопасным. Также он отмечает, что многие предприятия в этой сфере стараются регулярно обновлять инфраструктуру, чтобы использовать меньше электроэнергии, сохраняя высокие показатели производства. Питер Куик, управляющий директор лейбла Ninja Tune, считает, что сделать пластинки экологичнее можно за счет уменьшения их веса.
Еще один способ сделать производство винила более «зеленым» — использовать переработанные материалы. Так поступил, например, британский певец Ник Малви, который в 2019 году выпустил свой сингл на пластинке, сделанной из переработанного океанского мусора. Однако такие носители пока сложны в производстве и не подходят для массового распространения: Нику удалось выпустить их только ограниченным тиражом в 100 экземпляров.
Стриминговые сервисы
Популярность стриминговых платформ растет не менее стремительно — именно они кардинально изменили музыкальную индустрию за последние годы. Сейчас выручка от потокового воспроизведения (считая и оплаченные подписки, и прослушивание музыки с рекламой) составляет 62% от всех доходов, связанных с дистрибуцией музыки. Казалось бы, что распространение нематериального носителя должно было значительно «озеленить» музыкальную индустрию. Однако негативное влияние сохранилось — изменилась лишь его форма.
Как отмечается в совместном исследовании Университета Глазго и Университета Осло под названием The Cost of Music («Цена музыки»), переход к прослушиванию музыки в Сети помог уменьшить количество используемого пластика. Но при этом стриминги увеличили углеродный след, который на планете оставляет музыкальная индустрия.
Почему это происходит? Для работы стриминговых платформ требуются мощные серверы, при этом 60–70% электроэнергии в мире производится на тепловых электростанциях, выделяющих огромное количество углекислоты. Так, в 2019 году Spotify произвела 229 тыс. т парниковых газов, а в 2020-м — еще 169 тыс. т. Компания отмечает, что энергия тратится не только на непосредственное прослушивание музыки на сервисе, но и при скачивании приложения, а также на зарядку, которую потребляют устройства. Бренд признает, что ему предстоит сделать еще много работы на пути к «озеленению».
Влияние прослушивания музыки в США на окружающую среду
● 1977 год (пик популярности виниловых пластинок): 140 тыс. т парниковых газов, 58 тыс. т пластика.
● 1988 год (пик популярности аудиокассет): 136 тыс. т парниковых газов, 56 тыс. т пластика.
● 2000 год (пик популярности CD): 157 тыс. т парниковых газов, 61 тыс. т пластика.
● 2016 год (популярность онлайн-скачивания музыки, активное развитие стриминговых платформ): 200-350 тыс. т парниковых газов, 8 тыс. т пластика.
Стриминговые сервисы смогут обеспечивать потребность людей в музыке с минимальным ущербом для окружающей среды, если перейдут на возобновляемые источники энергии. Этим, например, планирует заняться Apple, владеющая музыкальной стриминговой площадкой Apple Music. Весной 2021 года компания заявила, что планирует полностью перейти на возобновляемые источники энергии уже к 2030 году. Если задача будет выполнена, то это позволит избежать выброса огромного количества углекислого газа, в том числе за счет стриминга.
Как слушать музыку и вредить природе меньше?
Если вы слушаете песню только один-два раза, то лучший вариант — это стриминг. Но если у вас есть любимые треки или исполнители, которых вы слушаете часто, то экологичнее будет скачать музыку на носитель и прослушивать ее офлайн. Это уменьшит потребность в потоковой передаче с удаленных серверов по сетям, которые потребляют много энергии. Необязательно для этого пользоваться пиратскими сайтами: у многих стриминговых платформ есть режим офлайн-воспроизведения.
Профессор музыкологии университета Осло Кайл Девайн, один из авторов исследования Cost of Music, отмечает, что даже покупка физического носителя будет лучше, чем многократный стриминг одной и той же композиции. «Если вы слушаете композицию или альбом более 27 раз, то для природы будет безопаснее купить CD с этой музыкой. В таком случае, на производство и дистрибуцию диска будет потрачено меньше энергии, чем на многократное проигрывание одного и того же в Интернете», — говорит он.
Если вы предпочитаете физические носители, важно хранить их аккуратно. В этом случае, хотя их производство и далеко от экологичности, они хотя бы смогут прослужить вам долго, чем немного сократят нагрузку на стриминговые платформы.
«Также мы могли бы рассмотреть возможность хотя бы частично вернуться к публичному прослушиванию музыки: например, по радио. Или брать диски и кассеты в библиотеке, как книги», — отмечает Девайн.
Текст Наталья Колодинская