...

Spotify для артиста: как попасть и гарантированно не попасть в плейлисты

Добавить в закладки (0)
Войдите в свой аккаунтClose

Не аккаунта? Зарегистрироваться

Рано или поздно #Spotify запустится в #России — #разговоры об этом ходят с #2014 года. Вместе с запуском российским #музыкантам откроется огромная #база #слушателей со всего #мира, а значит, и возможности продвижения через самую известную музыкальную стриминговую платформу. Телеграм-канал о продвижении музыки Рузке Продюсер рассказывает, как работает Spotify для артистов, как продвигаться исполнителям и вести питчинг кураторов Spotify.


Судя по всему Spotify будет ещё долго запускаться в России. Так или иначе, но мечты о зарубежной аудитории давно будоражат умы простых российских пацанов, рубящих суровый подъездный метал в не менее суровом Челябинске. Оно и понятно: Spotify остаётся крупнейшим стриминговым сервисом с огромной аудиторией.

Одним из основных способов выхода на аудиторию в зелёном стримингивом сервисе является питчинг кураторов плейлистов Spotify. Несмотря на то, что о питчинге знают многие, далеко не все понимают его суть.

В этом материале речь пойдёт о лайфхаках и советах по продвижению в Spotify, а также о технической основе этого процесса. В качестве основы при подготовки материала использовалась статья Soundcharts, которая была взята, переведена и дополнена с разрешения авторов.

Что такое Spotify с точки зрения музыканта

Стриминговый сервис Spotify основан в 2006 году в Швеции. В отличие от десятков других стримингов Spotify изначально отличался инновациями, ориентированностью на пользовательский опыт. Компания глубоко работала с большими данными и детально изучала потребительский спрос на музыку, создавала на этой основе алгоритмы сбора «идеальных» плейлистов по вкусам пользователя. Вместе с тем сервис внедрял новые для индустрии фишки — еженедельные подборки новинок, рекомендации релизов и многое другое.

Как отмечают авторы Soundcharts, большинству музыкантов не стоит рассматривать Spotify, как и любой другой стриминговый сервис, как источник дохода. Стриминговые сервисы, в первую очередь, — платформа продвижения творчества.

Один из основных принципов в рекламе заключается в том, чтобы размещать объявление как можно ближе к месту совершения покупки. По этой причине поисковая выдача Гугла остаётся одной из крупнейших рекламных платформ. Пользователи ищут в поисковике решение какой-либо проблемы, а компания моментально предлагает им варианты: ищете, где отдохнуть — на вас таргетируются отели, авиаперевозчики и так далее.

С такой точки зрения Spotify представляет собой лучшую платформу для продвижения творчества, позволяющую выйти на контакт с потенциальными фанатами прямо во время прослушивания музыки. То есть любой пользователь Spotify постоянно находится в клике от страничке артиста.

Существует три основных способа знакомства пользователей с новой музыкой на Spotify:

  1. Специальная премиум-витрина (например, раздел новых релизов);
  2. Рекомендации на основе алгоритмов;
  3. Плейлисты двух видов: редакторские и автоматические.

В ЧЁМ ВАЖНОСТЬ ПЛЕЙЛИСТОВ?

Более 70 % прослушиваний музыки происходит через плейлисты, а не по поисковому запросу или со страницы артиста.

Первые два канала трудно использовать по собственной воле — они управляются алгоритмами. Третий способ намного интереснее, так как к нему может получить доступ любой музыкант, воспользовавшийся одним из дистрибьюторов, и получивший аккаунт Spotify For Artists.

Что нужно сделать перед тем, как браться за питчинг кураторов Spotify

До начала продвижения на площадке нужно оценить не только рентабельность собственных инвестиций в рекламу, но и возможности самой площадки, потенциал роста, риски и проблемы. Основная беда Spotify сейчас в том, что официально он не работает с российским рынком, хотя новости о том, что сервис запустят в России со дня на день гуляют уже около года. Из-за отсутствия на нашем рынке у вас не получится адекватно оценить масштаб маркетинговой кампании на платформе.

Сейчас я не рекомендую запускать промо в Spotify для русскоязычных исполнителей, ориентированных исключительно на рынок России.

Даже если вы исполняете музыку на английском языке, нужно понимать, что на зарубежном рынке вас попросту не ждут. Вероятность того, что промо в Spotify поможет покорить иностранного слушателя очень низкая. Если вы работаете на зарубежную публику, рассматривайте самый крупный стриминговый сервис как ещё одну площадку распространения, но не как священный Грааль, который принесёт вам вселенскую известность, платиновые продажи как у Пост Малоуна и другие ништяки. В общем, от того, что вы появитесь в Spotify ваше творчество не станет известнее, ничего кроме возможности понтануться перед друзьями у вас не будет.

Количество уникальных пользователей Spotify
Количество уникальных пользователей Spotify. Источник: Statista.

Первое, что должен сделать артист в Spotify — оформить профиль. Настройка происходит через инструмент Spotify For Artists, где можно не только загрузить фотки и музыку, ввести описание проекта, но и отслеживать статистику.

Оформить профиль в Spotify желательно как можно подробнее. Путь пользователя по вашей странице должен быть простым, понятным и исчерпывающим. Не должно быть ситуаций, когда человек кликает на профиль и не видит плейлистов, кликает на биографию и не видит текста, ссылок на социальные сети и фотографий. Слушатель жаждет как можно больше информации о вашем проекте, чтобы подписаться и поставить кучу лайков.

БАЗА СЛУШАТЕЛЕЙ SPOTIFY

Общее количество ежемесячных слушателей Spotify до сентября 2020 года составляет 248 млн человек. Из них 113 млн человек купили Премиум-доступ к сервису.

Представьте, что ваша группа называется «Милые котики». Человек не найдёт нужной информации на странице в Spotify, отправится в Гугл, введёт название «Милые котики», а дальше… Пример несколько кривой, но суть передаёт лучше всего. Облегчайте слушателю коммуникацию с вами, но не переборщите.

Если собственных идей оформления нет, не беда, ведь можно воспользоваться старым как мир лайфхаком: «Если нет собственной идеи, укради её у другого». В общем, изучите профили других исполнителей перед тем, как оформлять собственный.

С аватаркой, баннерами и биографией всё довольно просто. Самое важное при оформлении — поместить плейлист с собственной музыкой в раздел PICK. Сюда же можно прикрепить дополнительные плейлисты, в которых вы светились. Раздел концертов для вас будет бесполезен, если вы читаете эту статью на русском (если читаете на английском — кто-то уже воспользовался старым как мир лайфхаком). Для красоты можно написать и про концерты, но толку от этого не так много — основная история с конверсиями живёт именно в плейлистах.

Как попасть в плейлисты Spotify

Одним из простейших способов продвижения музыки в Spotify — форма предложений SUBMISSION FORM. Форма — настоящая пушка для начинающего артиста. К примеру, популярная программа New Music Friday на радио BBC Radio 1 ориентируется именно на чарты Spotify при подготовке выпусков. Самое интересное в том, что через форму предложений можно рассылать даже те треки, которых нет в базе стримингового сервиса.

Чтобы отправить музыку в плейлисты на площадке нужно:

  1. Либо перейти на вкладку «Home» и нажать «Submit From Next Release»;
  2. Либо перейти на вкладку «Music», выбрать пункт «Upcoming», а затем кликнуть «Submit A Song».

Отправить можно только одну песню от одного аккаунта. При этом у трека должны быть заполнены все метаданные (чем больше заполнено, тем выше шанс оказаться в плейлисте). Более того, если трек уже вышел на площадке, воспользоваться формой предложения не получится — Spotify определит повторный релиз.

Отправлять трек в плейлисты лучше за месяц до релиза. Здесь многое зависит от дистрибьютора: если он заливает трек за пару дней, у редактора плейлистов не будет времени на размышления — пока он будет решать, трек уже появится на площадке.

Метаданные играют огромную роль в успехе, но самое важное поле — описание песни. Редакторы плейлистов ожидают увидеть в описании эдакий стартаперский питч о треке, объясняющий, почему песня должна попасть в кураторский плейлист.

По словам Soundcharts, в описании полезно упоминать прошлый опыт — упоминания в блогах, эфиры на радио. Такая информация подтвердит надёжность и покажет, что вы не полный новичок. Также в описании неплохо разобрать суть песни, что поможет редактору подобрать для вас плейлист. По этой причине полезно поискать подходящие плейлисты заранее — скорее всего во время поиска вы найдёте много плейлистов с огромной аудиторией. Вы могли не знать об их существовании не потому, что их сложно найти. Просто на Spotify реально много самых разных плейлистов.

Итак, если описание зацепит, то песня с большой долей вероятности попадёт в кураторский плейлист, а значит питчинг кураторов плейлистов Spotify удался. Попадание в подборку важно не только само по себе: подписчики увидят релиз в ежедневном плейлисте Release Radar. Как раз в этот момент пригодится грамотно оформленный профиль — люди не только послушают вас, но и подпишутся на страницу исполнителя. Дальше действия пойдут по цепочке: больше подписчиков, больше попаданий в Release Radar, больше попаданий в Discover Weekly и Top Recommendations, и так далее.

Бывает и так, что оформленного профиля недостаточно. Заставить людей подписаться не так-то и просто даже при наличии всей информации на странице исполнителя. Что мешает людям подписаться понять сложно, поэтому на Западе пользуются эдакой бартерной механикой: исполнители предлагают подписаться в обмен на что-либо. Чаще всего речь идёт о раздаче мерча, билетов на концерт или каких-то других радостей.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ В SPOTIFY

В истории Spotify пока ещё не было ни одного значимого кейса продвижения исполнителя из России или СНГ. Точно так же ни одни российский исполнитель не стал известен благодаря платформе. Если это не так и вы знаете подробности — расскажите об этом в комментариях.

Помимо рассылки музыки кураторам напрямую, существует и другой механизм попадания в плейлисты — предварительная продажа трека. Алгоритмы Spotify следят за новыми предпродажами, воспринимая этот момент как сигнал к тому, что пользователям нужно послушать вашу работу как можно скорее. Сервис автоматически закидывает трек в ряд плейлистов и собирает реакцию слушателей, и, если она оказывается положительной (значит, трек крутой), старается продвинуть музыку ещё сильнее, расширяя присутствие в плейлистах.

Сделать предварительную продажу трека можно через своего дистрибьютора, получив у него ссылку типа pre-save. Эту ссылку нужно раскидать по всем каналам в социальных сетях, раздать как можно большему количеству слушателей. Каждый переход станет для Spotify сигналом к тому, что к треку наблюдается интерес, а значит после релиза ему нужно помочь с распространением. Хороший способ увеличить охват и переходы — сделать видео, в котором в самом начале упомянуть ссылку на предпродажу, поставить её в описании и замотивировать пользователей кликнуть по ней (опять-таки бартером).

Исполнители с самым большим количеством прослушиваний в Spotify
Исполнители с самым большим количеством прослушиваний в Spotify. Источник: Statista.

Закидывать трек лучше в максимально возможное количество плейлистов. Найдите похожих артистов в рамках жанра и уровня популярности, перейдите в их профиль и посмотрите, в каких плейлистах крутится их музыка. Часто в списке находятся кураторские плейлисты пользователей Spotify, на которые и нужно целиться. Связаться с кураторами довольно просто: стриминговая платформа выводит информацию о кураторе в самом плейлисте, так что перейдя в профиль юзера на Spotify можно найти его страницы в Фейсбуке или Твиттере.

Каждого такого куратора нужно аккуратно пропитчить, не забывая о том, что кураторство для них всего лишь хобби. Эти люди просто создали плейлист, по какой-то причине на него подписались люди, по какой-то причине он продолжает наполняться. В общем, напишите просто, по делу, но со вкусом:

Привет, мне реально зашёл твой плейлист. У меня есть трек, который, как мне кажется, ему подойдёт. Что думаешь?

Помимо пользовательских кураторских списков по той же схеме можно работать с плейлистами блогов и брендированными плейлистами. Учтите, что размещение в плейлистах должно быть бесплатным, если с вас требуют деньги за попадание в список, то это нарушает правила Spotify.

Платные размещения в плейлистах обычно происходят через платформу SubmitHub, однако никто не застрахован от недобросовестных кураторов. Они могут взять оплату за размещение, а затем нагнать в плейлист ботов, чтобы завысить показатели прослушиваний. Spotify без проблем отличает органические и искусственные прослушивания, и пессимизирует накрученную музыку в поиске.

Как гарантированно не попасть в плейлист Spotify или попасть в нерелевантный плейлист

Интернет полон предложений, обещающих моментальное попадание во все плейлисты Spotify. Несмотря на кажущуюся выгоду, стоит избегать ряда «простых» способов «гарантированного» попадания в подборки.

Биржи обмена треками и плейлистами по типу «Подписка за подписку»

Существуют в виде групп в Фейсбуке. Пользователи предлагают свои треки для включения в плейлисты в обмен на подписку на автора плейлиста. Не углубляясь в детали обмена, реального интереса к плейлисту составленного из рандомной музыки ни у кого не возникнет. Даже, если исполнители собраны по одному жанру.

Мелкие сервисы промоушена

Сервисы наподобие We Do Promotion и подобные ему не имеют смысла. Отличительная особенность всех таких платформ — работа по принципу «утром деньги, вечером стулья». В обмен на плату музыкантам обещают прослушивания, но что стоит за ними? В большинстве случаев сеть ботов, накручивающих счётчики.

Накрутка прослушиваний противоречит правилам Spotify.

Реальной пользы от такого промо нет. Всё, что вы получите — потраченные впустую деньги и лёгкую эйфорию от 2000 непонятных ненастоящих прослушиваний.

Крупные сервисы продвижения

Речь идёт о сервисах наподобие Pitch Playlist, Playlist Push, OMARI MC и им подобных. Они не называют стоимость услуг сразу, отмечая, что вручную отбирают предлагаемую музыку и рассылают её кураторам соответствующих плейлистов. Система вроде бы прозрачна: сервисы работают с ограниченным перечнем жанров, никто не требует оплаты вперёд и всё такое.

Плейлист в Playlist Push
Пример плейлиста в Playlist Push с почти 400 композиций. Сотни песен, которые никто не услышит.

Вместе с тем противоречивые отзывы настораживают. Большинство негатива указывает на непропорциональность трат в сравнении с результатом. На самом деле всё логично: сервисы работают с реальными людьми (редакторами и кураторами) и не могут гарантировать попадания в плейлисты. Последнее слово всегда остаётся за редактором, поэтому здесь правит бал вкусовщина. К тому же треку может отказать куратор популярного плейлиста, в то время как редактор малоизвестной подборки возьмёт песню.

SubmitHub

Сервис питчинга музыки блогерам на всех популярных платформах — YouTube, Instagram, SoundCloud и Spotify. Вроде бы всё круто, но, как отмечает Ари Херстенд в своей заметке о сервисе, выборка блогеров довольно странная. Табличка «Really Good Blogger» зачастую выдаётся не реально хорошим блогерам, а тем, кто дружит с создателями сервиса.

Слишком многое зависит от персоны куратора плейлиста, а также причин, по которым человек ведёт музыкальный блог или плейлист. Для большинства предлагаемых площадок работа с блогами и плейлистами всего лишь заработок. При этом зарабатывать такие кураторы могут даже без размещения трека в плейлисте — достаточно послушать две минуты песни и написать о ней отзыв из 30 слов. Вряд ли за такой короткий отрезок можно что-либо понять о композиции, и уж тем более написать о ней развёрнутый обоснованный отзыв.

Эти особенности приводят к очень низкому проценту включения трека в плейлисты и появлению противоречивых причин для отказа (трек хороший, но нет). К тому же блогеры редко бывают профессиональными музыкантами. Да, они слушают много музыки, но не сочиняют и не исполняют её, поэтому получать советы от таких персонажей по изменению готовых треков, как минимум, странно.

Здесь же нужно учесть личные музыкальные предпочтения блогеров. Исторически сложилось так, что на SubmitHub всегда заходят хип-хоп, поп и трендовая электронная музыка. Кураторы прохладно относятся к любым более «традиционным» направлениям. По мнению Ари, объяснение ситуации довольно простое — блогеры мечтают открыть исполнителя завтрашнего дня, найти того, на ком хайпануть. В общем, техничным блюз-рокерам с сыгранным бендом делать там нечего.

Плейлисты в Spotify не панацея

Всем хочется миллионных прослушиваний, особенно на фоне информации о том, что для заработка прожиточного минимума в США в 2019 году исполнителю нужно более 336 000 прослушиваний. Вдумайтесь: триста тридцать шесть тысяч прослушиваний для заработка $1256,70. Это огромные цифры, но не нужно заблуждаться — достичь их в краткосрочной перспективе попаданиями в плейлисты не выйдет.

Количество прослушиваний Spotify для заработка прожиточного минимума
Количество прослушиваний Spotify для заработка прожиточного минимума в США. Источник: Statista

Подписчики, а не прослушивания

Размещая свой трек в плейлистах, думайте не о количестве прослушиваний, а о подписчиках. Число подписок на исполнителя намного важнее кратковременного буста прослушиваний из-за попадания в плейлист. Никто не спорит с тем, что оказаться в плейлисте — круто, но круто только в кратковременной перспективе. Успех в Spotify больше зависит от количества лояльных поклонников в рамках платформы. В общем, плейлисты — один из множества способов продвижения.

Поддержка дистрибьютора

Грамотные дистрибьюторы не только размещают музыку в Spotify, но и оказывают маркетинговую поддержку на платформе. Так, например, дистрибьютор может сделать вас заметнее, отправив музыку в кураторские плейлисты или закинув её в рекомендации.

Подобных дистрибьюторов очень мало, так как они работают с ограниченным количеством музыкантов, да и зарабатывают на проценте со стриминговых доходов. Интерес со стороны распространителя станет отличным подспорьем в развитии карьеры, особенно если плейлисты являются важным элементом стратегии продвижения музыканта.

В Российской Федерации таких впрягающихся дистрибьюторов не так много: для примера можно привести небольшие лейблы и издательства наподобие A+ и Believe. Прежде, чем кидать свою музыку к ним на почту, изучите сайты и посмотрите ростер артистов. Насколько вы вписываетесь в него?

Реклама на Spotify

Стриминговый сервис предлагает собственную рекламную платформу Spotify Ads Studio — аналог рекламного кабинета в Фейсбуке или ВКонтакте. С его помощью любой исполнитель может запустить собственную баннерную и аудиорекламу.

По словам блогера Эндрю Саутворта, порог вхождения в платформу — $250. При этом результаты довольно противоречивы, если вы не крупный исполнитель. Как рассказывает Эндрю, за $250 он получил около 1500 прослушиваний и подписчиков по цене $1,5 за тело. Результат реально сомнительный.

Несмотря на это, на странице рекламного кабинета Spotify приводят кейс целого рекламного агентства Wavo, которые вроде как добились успеха в продвижении через платформу. Возможно, что вам повезёт, благо разобраться с самим кабинетом не так сложно, а таргетировать рекламу можно на разные устройства, предпочтения и возраст.

Крутая фишка рекламного кабинета Spotify — возможность самостоятельно записать голосовую рекламу (даже с учётом кучи требований). Если получится лихо встать с цепляющей рекламой между прослушиваниями у релевантного пользователя, то лучше размещения не придумать.

Вместо заключения

Несмотря на все советы, авторы Soundcharts подчёркивают, что никакие читы не помогут попасть в плейлисты Spotify. Лучший актив музыканта — фан-база, которая подпишется на страницу исполнителя на всех платформах, что привлечёт внимание алгоритмов сервиса и создаст спрос на музыку. Самый полезный совет — полностью заполнять метаданные и стратегически подходить к выбору музыки для отправки на рассмотрение редакторам и кураторам.

Так или иначе, но из всех правил бывают исключения. Вполне возможно, что какие-то способы сработают для вас, а какие-то нет. В общем, относитесь ко всему скептически, планируйте своё продвижение и самостоятельно проверяйте гипотезы.

Лучшее продвижение на Яндекс Музыке
Поднять пост?
20

Leave a Reply