Как полюбить классическую музыку: советы начинающим

Не так давно на странице жанра « #Классика» в #Яндекс.Музыке появились четыре тематических плейлиста для новичков, составленные Лялей Кандауровой — куратором академического направления сервиса, журналисткой, лектором и автором книг «Как слушать музыку» и «Полчаса музыки: Как понять и полюбить классику».

Подборки — своеобразный навигатор, который должен помочь неподготовленному слушателю сориентироваться в непростом направлении. По просьбе ПлюсМинус Ляля Кандаурова ответила на несколько наших детских вопросов о классике и подробно рассказала, с чего начинать знакомство с академической музыкой.


🤔 Какую музыку называют классической? Станет ли классикой группа BTS через 100 лет?

Этот вопрос далеко не такой простой, как кажется. Каждое определение, которое приходит в голову, уже через мгновение оказывается несостоятельным. Например:

  • Классическая — это музыка, исполняемая на классических акустических инструментах. Нет, конечно. Уже около 100 лет в классике полно как электроники, так и игры на стаканах и ракушках;
  • Классика — это Чайковский, Бетховен и другие герои портретов в Большом зале консерватории. Да, но не совсем. За пределами классического репертуарного канона еще сотни гениальных авторов, музыка которых не имеет с условными Бетховеном и Чайковским ничего общего;
  • Это умная музыка. Но умным бывают и джаз, и электроника, а в классике есть свои забойные хиты, не претендующие ни на какой интеллектуализм (польки Штрауса).

И так далее. Что ни сочини, в голову сразу придет десяток примеров, подтверждающих совершенно противоположное.


Наиболее жизнеспособным мне кажется следующее определение классики: это музыка, зафиксированная на бумаге (и далеко не всегда нотами), некий текст, который живет в культуре и к которому обращаются разные исполнители с целью его воспроизвести.


Это определение тоже несовершенно. Непонятно, что делать, к примеру, с академической электроникой, которая живет не как текст или набор инструкций для исполнения, а в виде магнитофонной ленты — такого единожды выполненного автором звукошумового панно.

Кроме того, такие авторские тексты, к которым подключаются исполнители разных поколений, есть и в джазе в виде, например, вечнозеленых стандартов. В то же время под эту характеристику подходит очень много музыки — от каких-нибудь средневековых песнопений до опусов моих ровесников.

Но вообще никакой границы, конечно, не существует. Когда Kraftwerk играют «Electric Counterpoint» праотца минимализма Стива Райха, это еще классика или уже нет? А русское путевое пение XV века? А обработки идишских песен, которые делали для детских хоров чешские еврейские композиторы-авангардисты, оказавшись в лагерях во время войны?

Погуглила, что такое BTS, чтобы ответить на вторую часть вопроса. Нет, не будут.


🤔 С чего лучше всего начинать?

Так же как с любым другим миром, я бы отталкивалась от того, что вам уже нравится, и постепенно делала из этой точки вылазки в другие стороны, постепенно расширяя границы своих знаний.

Если любите Клауса ШульцеTangerine Dream и всю эту немецкую космическую тянучку, то с большой вероятностью, вам понравится музыка Вагнера, на которого то и дело ссылаются немецкие электронщики. Зафанатели от Филипа Гласса? Поэкспериментируйте с чуть более сложным минимализмом.

Как полюбить классическую музыку: советы начинающим
Tangerine Dream. Концерт в соборе Ковентри, 4 октября 1975
Фото: Michael Putland / Getty Images
Как полюбить классическую музыку: советы начинающим
Рихард Вагнер, гелиография
Фото: Imagno / Getty Images

Нет чего-то, что вам заведомо нравится? Можно пойти другой дорогой, послушав яркого исполнителя, и следовать за ним как за проводником. Если билет на его концерт дороговат, слушайте записи. Сравнивайте разные интерпретации одного сочинения — фантастическое преимущество, которое есть только у классики.

Походите на лекции; сейчас их очень много, каждый уважающий себя концертный зал старается перед концертом поймать слушателя за пуговицу и напомнить ему, как не спутать Шопена и Шумана. Если времени на офлайновые лекции не хватает, то всегда можно послушать их в интернете.

Вы справедливо возразите, что все эти знания только частично пересекаются с любовью (предположим, что наша цель — именно полюбить большую музыку, а не просто узнать, кто в каком году родился). Здесь у меня, с одной стороны, нет рецепта — возникновение любви всегда иррационально.

С другой — иррационального в музыке и так достаточно; самое чувственное из искусств, она ворочает абстракциями и выстраивает свою замысловатую архитектуру из чистого эфира. Вполне можно позволить себе узнать что-то конкретное, фактологическое, терминологическое, чтобы в этом эфире чувствовать себя увереннее.


🤔 Что делать, если скучно слушать Моцарта?

Пока не слушать Моцарта. Мне кажется, в этом смысле Моцарт ничем не отличается от группы The Doors или Боба Дилана. На свете много великих и непростых вещей, к пониманию которых ведет извилистый и долгий путь. Дальше уже личное дело каждого: тренироваться, пытаться, искать проводника и пройти по нему или остановиться на точке «Ой, этот ваш Моцарт [Дилан] — скукота» и звучать, конечно, комично.

С другой стороны, можно ли прожить счастливую жизнь неглупого человека, не зная ничего об этих культурных явлениях? Наверное.


🤔 Откуда черпать знания о классике?

Прекрасные лекции о музыке на magisteria.ru. Отличный портал muzium.org. Читайте книги музыкального критика Алекса Росса (вот как раз вышла новая).

Ну и я что-то делаю по мелочи. Например, веду образовательный YouTube-канал Con Spirito. В каждом выпуске я рассказываю об одном знаковом произведении в формате 20-минутной лекции, а прямо в кадре мне аккомпанируют самые крутые современные музыканты. На канале публикуются короткие видеоконцерты, где сочинения, о которых шла речь, исполняются целиком, то есть после лекции и детального рассказа про хайлайты можно посмотреть исполнение на новом уровне понимания.

Еще есть мой курс на Arzamas (сейчас придумываем еще один) — он вроде бы детский, но на самом деле подойдет всем. Напоминает историю с моей книжкой, которая как будто адресована средним школьникам, но читают ее, по-моему, одни взрослые. Но есть, правда, еще одна, по-настоящему для взрослых.


🤔 Назовите топ-10 произведений, которые, по-вашему, должен знать каждый

Я считаю, что никто ничего никому не должен. Вся эта модальность, чувство обязанности, по-моему, сильно испортили репутацию академической музыке. Я могла бы перечислить совершенно условный список сочинений чуть-чуть вне оттоптанного списка бестов с «Временами года» и «Осенней песнью» Чайковского, которые, по-моему, очень приятно послушать каждому начинающему и любопытному слушателю.

Из такой музыки я составила отдельный плейлист для спецпроекта «Шедевры мировой классики» — кажется, он называется «Для новичков», — поэтому расскажу про 10 произведений из него.

10. Скрипичный концерт Эриха Вольфганга Корнгольда (1945)

Корнгольд начинал как серьезный академический композитор, а в результате стал оскаровским лауреатом за киномузыку. В концерте слышно и одно, и другое: он восхитительный, сладкий и хрупкий, с патетикой и полным Индианой Джонсом в конце.


9. Песня «К Миньоне» Франца Шуберта (1815)

Что сказать об этой песне? В немецком языке рифмуются «herz» («сердце») и «schmerz» («боль»). Не представляю музыки, говорившей бы об этом яснее.


8. Финальная ария из оратории Георга Фридриха Генделя «Триумф времени и разочарования» («Tu del ciel», 1707)

Главная героиня оратории — аллегорическая Красота — на протяжении сочинения проходит слегка пугающий путь от жизнелюбивой кокетки до истовой монахини. Эта фантастическая ария — последний его отрезок, дорога прямо на небо.


7. «Музыка в двух измерениях» Бруно Мадерны (1952)

Для любителей странной электронной музыки с чмоканьем, бульканьем и вздохами — убедиться в том, что все началось на 20 лет раньше, чем вы привыкли думать.


6. «Фантазия на одну ноту» Генри Пёрселла (1680)

Представьте музыку, странноватую, реликтовую и непонятную по состоянию на 1680 год. Представьте музыку для пяти виол — вымершего ансамбля, модного на заре эпохи Стюартов. Представьте клубок голосов, змеящихся вокруг гудящего, как телеграфный провод, дрона. В общем, отличная штука.


5. Соната для двух фортепиано и ударных Белы Бартока (1937)

Знойная и экзотическая, какой-то гибельной красоты. В ХХ веке вообще написано много роскошной музыки для перкуссии, но этот опус, по-моему, лучший.


4. «В сторону лебедя» Леонида Десятникова (1995)

Звуковое воплощение 1990-х годов — ранимая, романтичная, хаотическая, любовно перебирающая осколки музыка. Режет как скальпель.


3. Фантазия «Чувства К. Ф. Э. Баха» Карла Филиппа Эмануэля Баха (1787)

Был немецкий музыкальный критик, разницу между XVII и XVIII веками в музыке объяснявший таким обобщением, мол, сначала все писали про объективное, внеположное себе, а потом переключились на субъективное, на первое лицо. Отец и сын Бах аккурат по разные стороны этого разлома. Бесхитростно названная «Чувства К. Ф. Э. Баха», эта музыка Баха-младшего каждый раз поражает меня своей меланхолической красотой


2. «Прелюдия, фуга и вариация» Сезара Франка (1860–1962)

Крауд-плизерный потенциал этого сочинения просто раздавливает: с момента, как я впервые его услышала, я недоумеваю, почему до сих пор эта музыка не стала навязшим в зубах хитом почище адажио лже-Альбинони.


  1. Квартет для струнных № 1 Иоганнеса Брамса (1869)

Когда я делала плейлист «Для новичков», я решила представить, что ставлю музыку друзьям. Как всегда бывает в таких случаях, начинаешь с чего-то любопытного и необычного, стараешься вытащить каких-то зайцев из шляпы. А в конце вечеринки настройки слетают и звучит то, что составляет твою основу. В моем случае — эта музыка.

Вам понравилась статья?
00

Leave a Reply